Кари Тиайнен – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
19.05.2022

Кари Тиайнен – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

В мотоспорте прослеживается одна интересная закономерность: в каждой дисциплине есть своя страна-лидер. По крайней мере, если судить по количеству чемпионов с мировой известностью или победам национальных сборных. В Мото Гран-при – Италия и Великобритания, в мотокроссе – Бельгия и Нидерланды, в мотогонках с коляской – Германия. А в эндуро, судя по всему, явным лидером можно назвать Финляндию. И сегодняшний наш герой, Кари Тиайнен, подтверждает это утверждение.

Кари Тиайнен (Kari Tiainen)

На самом деле, этому есть и другое объяснение: в Финляндии эндуро – самая любимая народом дисциплина. Тогда как за «соседним» мотокроссом следят лишь настоящие фанаты, ежегодное крупное соревнование International Six Days Enduro (ISDE) собирает максимальную аудиторию. Немудрено, что большинство мальчишек, планирующих заниматься мотоспортом всерьез, выбирают для себя именно эндуро.

Второй интересный факт о финских спортсменах: они не любят рассказывать о себе. Как и герой нашего прошлого материала, Юха Салминен, Тиайнен, несмотря на свои выдающиеся достижения, не может похвастаться наличием объемной книги-биографии да и вообще статусом суперзвезды, как, например, его «коллеги» из MotoGP. Да и вообще о его детстве и личной жизни известно мало, поэтому мы сосредоточимся исключительно на спортивных достижениях.

Ранние годы

Кари Тиайнен родился 26 августа 1966 года в городе Рийхимяки недалеко от Хельсинки, но его спортивная карьера целиком и полностью пришлась на 90-е, как говорят, на «золотой век» эндуро. Именно в этот период (точнее, в 1990-м) из чемпионата Европы окончательно сформировался полноценный Чемпионат мира (FIM Enduro World Championship или просто WEC), и начали появляться первые громкие имена. Одним из них, несомненно, был и Тианен. Почему? Как минимум потому, что он завоевал чемпионский титул уже в самом первом Чемпионате мира по эндуро. На тот момент 24-летний спортсмен выступал на 250-кубовом Suzuki.

Может показаться, что все это – лишь счастливая случайность. Разве мог новичок, лишь недавно решивший посвятить себя этой дисциплине, всерьез тягаться с опытными мотоциклистами в рамках топового состязания? Сейчас, глядя в прошлое на статистику его побед, можно смело утверждать, что действительно мог. В полной мере. А вот как такое могло получиться – это уже другой вопрос, ответ на который скрыт в ранних годах биографии чемпиона.

Дело в том, что всерьез заниматься мотогонками и выступать на клубном уровне он начал еще в 1979. Правда, на тот момент он решил осваивать мотокросс, а в эндуро перешел лишь в 1989. Переход этот оказался одновременно и резким, и крайне успешным. Не сумев добиться выдающихся результатов в мотокроссе, в своем первом эндуро-сезоне он заполучил сразу несколько призов:

  • Золото в чемпионате Финляндии.
  • Победу в Päijänteen Ympäriajo – традиционной гонке вокруг озера Пяйянне.
  • Командную победу в юниорском классе ISDE. К слову, участие в нем (само собой, уже во «взрослом классе») станет для спортсмена почти обязательным.

Тиайнен также участвовал в Чемпионате Европы по Эндуро, на тот момент являвшемся главным соревнованием в этой дисциплине. В нем гонщик занял 4 место. И уже в следующем году на смену Чемпионату Европы пришел Чемпионат Мира, а 4 месту – победа.

Шикарный старт

Теперь вопрос о счастливой случайности уже не выглядит таким логичным: все-таки у гонщика на тот момент уже был добрый десяток лет опыта за спиной, а переключение с мотокросса на эндуро, по всей видимости, не вызвало у него никаких проблем.

Впрочем, титул Чемпиона мира в 1990-м был не единственным достижением Тиайнена. Помимо него спортсмен также стал победителем Национального чемпионата Финляндии, победителем гонки Päijänteen Ympäriajo и, совместно с командой, вице-чемпионом в ISDE. Кроме того, первая победа в ЧМ запустила длинную цепочку подиумов, которая продлилась практически всю его карьеру – он не покидал призовых мест на протяжении 12 лет.

  • В 1991 Кари Тиайнен остался в своем классе, но пересел с японского байка на Husqvarna. На результативности это не отразилось, и ему удалось успешно защитить чемпионский титул. А вот у сборной в ISDE с этого года начался сезон неудач – она не вошла даже в десятку лучших и вообще в следующий раз поднялась на подиум только в 1995, да и то на 3 место.
  • В 1992 Чемпион перешел в топовый на тот момент класс +350сс, пересев на тяжелую «Хускварну» с 4-тактным двигателем. И, опять же, победе это не помешало.
  • 1993 в этом плане оказался не очень удачным. В этом сезоне в 4 из 6 классов царствовали итальянцы. В частности в +350сс победу из рук Кари Тиайнена вырвал Фабио Фариоли на KTM. И вот это событие уже можно действительно считать счастливой случайностью, поскольку ни до, ни после имя Фариоли среди победителей не фигурировало.
  • В 1994 в регламенте WEC произошли изменения: главным стал класс 500-кубовых 4-тактных байков, пришедший на смену 500сс 2T и +350сс 4T. Что же до нашего героя, то в этом сезоне он успешно вернулся на пьедестал почета.
  • В 1995 ему удалось повторить успех, увеличив количество побед в отдельных этапах почти вдвое – с 5 до 9 из 12 раундов.
  • 1996 интересен сразу несколькими моментами. Во-первых, Кари потерял чемпионский титул, уступив его Шведу Петеру Янссону, который, как и Фариоли, мелькнул в рядах победителей единожды. Во-вторых, финская сборная после 6-летнего перерыва вернула себе золото в ISDE. И, наконец, в-третьих, Cagiva Group – итальянский производитель, лицензированный для производства байков Husqvarna, вдохновился опытом KTM и выбрал Кари в качестве пионера для участия в знаменитом ралли «Дакар». Этот опыт оказался неудачным: модифицированный для сложного заезда байк не выдержал нагрузки, и пилот даже не пришел к финишу. Зато самому Тиайнену заезд пришелся по душе, и в дальнейшем он участвовал в «Дакаре» еще 6 раз. А еще 1996 стал последним в его партнерстве с
  • В 1997 Кари Тиайнен вышел на трассу «под флагом» КТМ и в очередной, уже в 6 раз, стал Чемпионом мира в топовом классе 500сс. В ISDE сборная Финляндии, в которую он вошел, не удержала заветную победу и заработала серебро.
  • Сезон 1998 закончился рокировкой: для сборной стал более успешным – она вернулась на первое место в ISDE, а в WEC Кари, наоборот, заработал серебро, уступив шведу Андерсу Эрикссону – еще одному выдающемуся чемпиону в эндуро и в мотоспорте в целом. К слову, именно о его карьере мы будем рассказывать в следующий раз.
  • В 1999 ситуация повторилась. Эрикссону удалось удержать титул. Зато был в этом году и другой интересный момент. Тиайнен вместе с парой коллег из автоспортивного мира представлял родину на знаменитой «Гонке чемпионов» (Race of Champions), а точнее, в сопровождающем ее «Кубке Наций». И не просто представлял, а привел сборную к победе.
  • В 2000 Тиайнену, наконец, удалось победить своего главного оппонента. Но командная борьба не задалась абсолютно. После победы в International Six Days Enduro’99 она внезапно откатилась на далекую 18 строку итоговой таблицы.

Закат карьеры

Все, что было после победы в WEC 2000 можно считать закатом карьеры знаменитого гонщика. Несмотря на то, что он стабильно продолжал участвовать и в Чемпионате Мира, и в ISDE, былых высот достигнуть уже не получилось. Единственное исключение – командная победа в 2003. А в личных результатах наметился резкий спад. В 2001 Кари победил всего в одном раунде, но каким-то образом умудрился-таки заработать бронзу, а в 2002 и 2003 вообще не заработал ни одной победы, опустившись сначала на 11 строку, а затем и на 19.

После сезона 2003 года Кари Тиайнен объявил о завершении карьеры в Эндуро. Но сотрудничество с KTM на этом для него не закончилось. С 2003 по 2005 он занимал должность руководителя заводской команды. А после этого, сосредоточился на собственных проектах, например, на школе для молодых эндуристов.

Кари Тиайнен (Kari Tiainen)

Статистика

  • 15 лет в профессиональном Эндуро.
  • 7-кратный чемпион мира.
  • Суммарно 77 побед в гонках чемпионата мира – до 2008 был мировым рекордсменом по этому показателю, после чего этот титул перенял Юха Салминен.
  • 2-кратный чемпион Финляндии.
  • 2-кратный чемпион Испании.
  • 4-кратный чемпион Германии.
  • 5-кратный победитель
  • В 2012 году за мотоспортивные достижения получил статус легенды FIM.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ