Юха Салминен – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
12.05.2022

Юха Салминен – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Если вы не следите за нашими публикациями постоянно и вышли на этот материл случайно, начнем с небольшой вводной. В рамках цикла о самых титулованных мотогонщиках мира мы уже рассмотрели спортсменов с самым большим числом побед в мировых чемпионатах в мотокроссе и Мото Гран-при. Сегодня же мы открываем новую главу и новую дисциплину – эндуро. А поможет нам в этом легендарный финский спортсмен Юха Салминен – один из трех величайших чемпионов всех времен и народов.

Юха Салминен (Juha Salminen)

Ранние годы

Зная о статусе и роли, которую финский гонщик сыграл в истории мотоспорта, очень странно осознавать, что его биография весьма туманна. В отличие от других именитых чемпионов, по ней не выпущено ни одной книги и не снято ни одного крупного документального фильма. Ровно по этой причине подробно говорить о карьере победителя крайне сложно, а о детских годах и о периоде, предшествовавшем мировой славе, и вовсе невозможно. Вероятно, все это напрямую связано с отношением самого эндуриста к своему увлечению. Как он говорил в одном из многочисленных интервью: «Вообще-то, я и сам не помню, в скольких точно ISDE мне довелось поучаствовать».

Все дело в том, что с самого начала карьеры, с 1995 года спортсмен был частью финской эндуро-команды, и, как он признавался впоследствии, именно командное участие он ценил больше всего. За атмосферу, за сплоченность и за общую работу на результат. И уже спустя год после попадания в мир профессионального мотоспорта подобный подход принес свои плоды: вместе с командой юниоров (на тот момент Юхе было всего 20 лет) он заработал первое золото в своей карьере. Речь, конечно же, про Junior Trophy в International Six Days Enduro – старейшем мотосоревновании в мире и самой любимой мотогонке в Финляндии. Правда, золото в этом сезоне ему досталось только командное: поучаствовав в Чемпионате мира по эндуро на 125-кубовой «Хускварне», он не попал даже в десятку лучших.

В 1997 Салминен перешел во взрослую команду, но, к сожалению, в этом году сохранить титул в ISDE (а в 1996 победителями была не только юниорская, но и основная сборная) не удалось. Пришлось довольствоваться серебром. Абсолютными же победителями оказались итальянцы. В ЧМ Салминен остался в своем классе, но пересел на мотоцикл Honda. Впрочем, это ему не очень помогло – в итоговом зачете он оказался на 7 месте.

Зато 1998 год стал куда более удачным: сборной удалось вернуть себе титул в ISDE, а в Чемпионате мира спортсмен впервые оказался на подиуме. В этом году он снова сменил мотоцикл, на этот раз, на KTM. К слову, этот производитель стал его верным спутником практически до самого конца карьеры. Но об этом чуть позже. Пока же карьера Юхи только разгонялась, как будто готовясь к прыжку. И, надо сказать, этот «прыжок» случился уже в следующем году.

Мертвой хваткой

1999 стал достаточно нестандартным: финская команда снова выиграла ISDE, но именно в этом сезоне Юха в ее состав не входил. Вместо этого он сосредоточился на сольной карьере, и, надо сказать, более чем успешно. Он не просто заработал первое личное золото в Чемпионате мира по Эндуро, а буквально «вцепился» в него, да так крепко, что не отпускал до самого 2005 года. То есть, стал чемпионом мира 6 раз подряд. За этот период он 4 раза сменил классы:

  • в 2001 пересел на 250-кубовый байк,
  • в 2002 – на 400сс,
  • в 2003 – на 500сс,
  • в 2004, когда в регламент классов были внесены изменения, – на непривычный 250-кубовый 4-тактный мотоцикл в рамках класса E

Но, несмотря на эту чехарду, каждый раз, неизменно он выходил на трассу за заводскую команду KTM, и покидал чемпионат с золотом в руках.

Остался верным он и еще одному принципу – стремлению к командной победе в ISDE. Правда, в этом плане дела шли не так хорошо. В 2000 финская сборная оказалась на непривычно далеком 18 месте, в 2001 – выступила немногим лучше, остановившись на 16 строке, и только в 2002, наконец, снова обосновалась на пьедестале почета. На этот раз надолго – вплоть до 2006. И здесь есть, как минимум, один интересный момент.

В 2005 Юха Салминен внезапно отказался от участия в Чемпионате мира по эндуро. Но нет, он не решил закончить карьеру, а отправился за океан, покорять диковинный для европейцев AMA Suzuki Grand National Cross Country Series (или просто GNCC). Причем сделал это исключительно от скуки. Как он потом признавался: «Когда ты начинаешь побеждать каждый год, как я это делал в Европе, это наскучивает. Я приехал сюда, и для меня это будто совсем другой спорт. Программа гонки и все остальное, все другое, и это здорово». И действительно, несмотря на то, что условная «основа» у соревнований та же – это гонки по бездорожью на эндуро-байках, по словам гонщика, соревнования «крайне трудно сравнивать, потому как гонки кардинально разные». В Европе FIM использует оригинальный формат ISDE – один длинный кольцевой заезд со спецучастками, тогда как AMA в США организует обычную трехчасовую гонку.

Вопреки кардинальной смене правил игры, Юха, сам того не ожидая, уже в первой гонке выбился в лидеры по очкам и выиграл чемпионат в итоге. К слову, с 2000 года это был первый сезон, когда Салминен не вошел в сборную Финляндии в ISDE. Новый вид гонок ему настолько понравился, что он задержался в нем еще на один сезон, привезя в 2006 домой второй чемпионский титул. Впрочем, все в том же 2006 он уже вновь стал частью отечественной сборной и, во многом, залогом ее очередной победы в ISDE. А в 2007 чемпион вернулся в Европу для участия в Чемпионате мира. На этот раз в классе E1. На тот момент сам чемпионат претерпел изменения и мало походил на то, с чего гонщик начинал в середине 90-х. Именно эти изменения, по его словам, и удержали его интерес к состязаниям.

Удивительно, но в итоге могло показаться, что он никуда не пропадал на 2 года – настолько легко далась ему очередная победа. Из 14 гонок он победил в 13. И даже сломанная на одном из этапов ключица ему оказалась не помехой. А вот его сборной в ISDE снова не повезло – 16 место.

Юха Салминен (Juha Salminen)

Закат карьеры

В 2008 Юха Салминен вернулся в класс E2 и также полноправно претендовал на победу. Он выиграл в 9 из 16 раундов, однако в итоге по сумме очков все-таки уступил эндуристу «Ямахи» Джонни Ауберту. Финну же досталось серебро. На ISDE дела обстояли не лучше – 5 место. И, как завершающий штрих: этот сезон оказался последним в их 11-летнем периоде сотрудничества с KTM. После его окончания Салминен подписал 3-летний контракт с заводской командой BMW.

Оказалась ли оправданной смена команды? Сейчас, когда все эти события – лишь часть биографии именитого чемпиона, хорошо видно, что нет. В 2009 Спортсмену так и не удалось вернуть себе упущенный титул. Ему вновь пришлось довольствоваться серебром. Зато финская сборная вместе с ним в этом сезоне поднялась до 3 места.

2010 оказался по-настоящему провальным. Салминен в этом году вышел на трассу в классе E2 на прототипе мотоцикла, разработанном BMW на основе шасси Husqvarna и 450-кубового 4-тактного двигателя. Несмотря на высокие ожидания, оправдать их не удалось. Юха не победил ни в одном из 10 раундов и в итоге занял 8 место. BWM результат настолько разочаровал, что она решила покинуть Чемпионат. Так в бывший чемпион оказался в команде Husqvarna.

Следующий сезон оказался весьма показательным: стало понятно, что проблемы были в технике, а не во внезапно растерявшем силы и талант спортсмене. Наоборот, на новом мотоцикле Салминен выступил прекрасно и вернул себе утерянное звание чемпиона мира. Сначала сам, а затем и вместе с командой.

К сожалению, удержать личный успех уже не удалось. В 2012 в итоговом зачете он оказался третьим из-за технических проблем, а в 2013 – пополнил копилку очередным серебром. Причем этот сезон он докатывал уже четко осознавая, что он станет последним в его гоночной карьере: «Дисциплина эндуро, как спорт, дала мне очень много, но теперь пришла пора двигаться дальше и заняться чем-то другим».

Статистика

  • 17 лет в профессиональном эндуро.
  • 13-кратный чемпион мира. Это столько же титулов, как и у именитого испанского гонщика из мира Мото Гран-при Анхеля Ньето и всего на 2 меньше, чем у легендарного Джакомо Агостини.
  • Одержал 96 побед в мировых сериях – рекорд для дисциплины.
  • 7-кратный победитель International Six Days Enduro.
  • 4-кратный победитель Barcelona Indoor Enduro (2000-2004).
  • В 2002 после победы в национальном чемпиоате по мотокроссу назван лучшим спортсменом Хельсинки.
  • В 2005 стал первым неамериканцем, получившим премию «Спортсмен года» от Американской мотоциклетной ассоциации (АМА).
  • В 2020 назван FIM «Легендой эндуро»

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ