Легендарные трассы в России: KazanRing Canyon
Говоря откровенно, по-настоящему легендарным автодром «КазаньРинг Каньон» назвать сложно. Особенно в отношении мотогонок – все-таки основную ставку его администрация делает на автомобильных заездах. Но, тем не менее, она по-своему значима и в одно время достаточно активно участвовала в организации важнейших шоссейно-кольцевых мотогонок страны и до сих пор носит статус одного из ведущих автодромов. А значит, о нем стоит рассказать подробнее.
С места в карьер
Если оглянуться на историю становления большинства отечественных автодромов, мотоциклетных трасс и центров технических видов спорта, то можно выявить два типичных сценария их появления: на месте советского стадиона или «в чистом поле», как это было, например, с Moscow Raceway. С KazanRing ситуация близкая ко второму случаю, но все же достаточно самобытная. Только вдумайтесь: идеально асфальтированная трасса для высокоскоростных шоссейно-кольцевых гонок возникла на месте… старого песчаного карьера. К слову, именно благодаря ему она получила еще одно название «Казань ринг Каньон». Правда, расположилась она достаточно выгодно – недалеко от действующего автодрома «Высокая Гора» на территории гостиничного комплекса «Дубай» рядом с объездной трассой вокруг Казани.
На самом деле, появление современного автодрома, подходящего для крупных соревнований авто- и мотоспорта случилось не в один момент. К началу строительства приступили в 2006. За основу был взят мастер-план, разработанный уже известным вам по прошлым материалам о главных трассах России немецким архитектором и автогонщиков Германом Тильке. Тем самым, из-под пера которого вышли топовые трассы для Формулы-1 по всему миру. Но, несмотря на предполагаемую масштабность, воплощение проекта в жизнь затянулось. Через два года завершилась лишь укладка асфальта, а дальше дело внезапно заглохло. Конечно, не совсем внезапно – в 2008 по всему миру бушевал финансовый кризис, поэтому проблемы со строительством на тот момент никого не удивили.
Несмотря на приостановку строительства, новая трасса, получившая символичное название KANYON-TATARSTAN, не стояла без дела. Здесь быстро обосновались местные любители скорости. Для их нужд уже одного асфальта было достаточно. Практически сразу к ним подключились энтузиасты дрифта, а затем на трек обратили внимание и организаторы тест-драйвов новой автотехники. Так продолжалось вплоть до 2010 года, пока трек не закрыли на реконструкцию.
С реконструкцией ситуация получилась достаточно интересная. Как известно, сильные гонщики как можно скорее стремятся попасть в более высокий класс. Там выше конкуренция и гораздо сложнее заезды, а значит, приходит прилагать больше усилий. Но, в то же время, это действующий способ не засиживаться в зоне комфорта, а прогрессировать, перенимая опыт более мастеровитых коллег. Примерно то же самое случилось и с «Каньоном». В период кризиса трасса могла так и остаться местом для любителей, если бы не «гонка» с более сильным соперником: в июле 2010 свои двери должен был распахнуть еще один современный автодром – «Нижегородское кольцо» (оно же NRing). И чтобы не дать мощному конкуренту обогнать местную спортивную достопримечательность, в «Каньон» была отправлена пара десятков единиц техники, призванной в кратчайшие сроки (буквально за месяц-два) вывести качество автодрома на новый уровень. Получилось ли? И да, и нет.
С одной стороны, в пару месяцев уложиться, ожидаемо, не вышло. С другой – в итоге, пусть и с опозданием, превратить «сырой» трек в полноценный автодром национального уровня получилось. Его официальное открытие состоялось в августе 2011 года. Обновленный автодром был переименован в хорошо известный сейчас KazanRing.
Какой получилась трасса
Поскольку история становления автодрома в сравнении с большинством конкурентов оказалась достаточно короткой (сказывается небольшой возраст автодрома), перейдем к другой обязательной части материала – к цифрам.
- Направление движения – против часовой стрелки.
- Длина трека – 3476 м.
- Ширина – от 12 до 15 м.
- Число поворотов – 11 (4 правых и 7 левых).
- Перепад высот – 28-30 м.
- Максимальный продольный уклон – 10%.
- Поперечный уклон – до 2,5%
Если попытаться описать трассу словами, то самое подходящее для нее прилагательное – «динамичная». Несмотря на то, что длина круга здесь далеко не рекордная, и едва ли не четверть его занимает одна сплошная прямая (ее протяженность 832 м), на общую динамику гонки и средние скорости огромное влияние оказало «карьерное прошлое». Перепады высоты здесь достаточно резкие, а повороты откровенно сложные, поэтому борьба гонщикам в течение заезда приходится выкладываться на полную, а на прямых разгорается нешуточная борьба. К слову, на главной прямой участникам мотоциклетных состязаний удалось развить внушительную скорость – до 270 км/ч.
Помимо трассы на территории автодрома расположены:
- паддок площадью 18 000 м2,
- 15 судейских постов,
- центральное 3-этажное здание для организаторов и ВИП-гостей.
- 15 боксов,
- парковка.
В здании разместились не только диспетчерская, 2 ВИП-трибуны, но и зал для прессы и, что немаловажно, богатый музей. В нем собраны как награды, выданные на местном треке, так и заслуги казанских гонщиков в других городах и странах.
Основное неудобство для зрителей кроется в том, что на автодроме нет привычных трибун. Их роль все еще выполняют «стены» карьера. С них трасса отлично просматривается, но чтобы удобно расположиться, зрителям приходится нести с собой пледы или складные стулья. В 2014 году в сети активно муссировалась новость о «миллионах рублей» на строительство полноценных трибун и очередную модернизацию, но ее по каким-то причинам так и не случилось.
Соревнования
Ну и под конец стоит поговорить о соревнованиях, проходивших и проходящих на автодроме. После окончания модернизации ему не удалось получить омологацию у FIA или FIM, как, например, «Игора Драйв». То есть, к соревнованиям мирового или хотя бы европейского уровня он оказался не готов. Но для локальных заездов и даже гонок национального масштаба его технического оснащения было вполне достаточно.
Это стало понятно сразу после открытия. К слову первыми на обновленный трек в августе 2011 вышли не автомобилисты, для которых автодром и предназначался в первую очередь, а наши пилоты – участники Чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (он же RSBK). Он прошел сразу в двух классах – Супербайк и Суперспорт. Фактически он же и остался не просто главным, но и единственным масштабным мото-мероприятием в «Каньоне». Остальные посвящены исключительно автомобильным соревнованиям, в числе которых:
- Российская серия кольцевых гонок,
- Чемпионат России по дрифту,
- Серия кольцевых гонок Mitjet,
- REC – чемпионат по эндуранс,
- Чемпионат Республики Татарстан по шоссейно-кольцевым гонкам и так далее.
Этапы RSBK проводились на KazanRing не один раз. Чемпионат проходил здесь в 2011, 2012, 2013, 2014, 2016 и в 2017 годах. Сейчас же мото-состязаний подобного масштаба тут нет, но трек все еще с завидной периодичностью принимает пилотов ШКМГ в рамках MOTO.MSK.CUP, клубных заездов и мото-трек дней для всех любителей скорости. Но в целом, конечно, за последние годы KazanRing практически полностью переориентировался на автогонки. Их за сезон проходит гораздо большее количество, в том числе «собственный» Кубок Canyon.
Планы на будущее
В планах на ближайшее будущее – ремонт трека и системы безопасности, но с учетом общей экономической ситуации и практически полного отсутствия спонсоров вопрос сроков остается открытым. Как, по всей видимости, и возвращения масштабных мотогонок. Но в долгосрочной перспективе все же потенциал у автодрома не иссяк.