Легендарные трассы в России: Moscow Raceway
Легендарной трассу делает не только выслуга лет, а общая известность и, конечно же, достижения, которых удалось добиться на ней гонщикам. И в этом плане с автодромом Moscow Raceway другим трекам крайней сложно тягаться, поскольку он более чем заслуженно считается одной из самых заметных и значимых трасс не только в Москве и Подмосковье, но и в России вообще. Причем не только с точки зрения автоспорта, для которого он и строился в первую очередь. Не менее интересен он и для любителей мотогонок. Почему это так, чем именно молодой трассе удалось добиться такого статуса и, что самое главное, как и когда она вообще появилась – обо всем этом наш сегодняшний материал.
Грандиозные планы
Говоря о молодости трассы, мы нисколько не преувеличили. Тогда как большинство отечественных стадионов и, в особенности, трасс для мотокросса являются в той или иной мере наследием СССР, Moscow Raceway – проект на 100% российский. Более того, самые первые концепции и планы по его организации пришлись даже не на 90-е, а уже на нулевые. Первые наброски будущего автодрома были сделаны примерно в 2002-2003 годах несколькими энтузиастами от мира автогонок и до того, как они начали воплощаться в жизнь, прошло достаточно много лет. Впрочем, слухи среди любителей скоростей поползли достаточно быстро: в полях под Москвой будут строить автодром. И не простой, а мирового уровня.
К счастью, слухи оказались не просто слухами, и в 2008 году, а именно 1 октября, был заложен камень будущего огромного автодрома. И уже по именам присутствующих и причастных можно было догадаться, насколько масштабным и крутым будет этот проект. На торжественной церемонии среди прочих присутствовал вице-чемпион Формулы-1 Дэвид Култхард, Николай Фоменко и Герман Тилке – основатель инженерного бюро, приложившего руку практически ко всем современным автодромам для гонок F1 в мире. Именно его конструкторам и инженерам принадлежал исходный проект, и под их руководством велось итоговое проектирование.
Трудности строительства
Кажется, что это было буквально вчера, но в этом году трассе исполнилось уже 15 лет. За этот период она успела обрести статус культовой и легендарной, но тогда, несмотря на серьезные намеренья и громкие имена, во все происходящее верилось с трудом: неужели действительно получится? Все-таки в 2008 вовсю бушевал мировой экономический кризис, да и планы (которое долгое время держались в строжайшей секретности) все-таки выглядели по-настоящему наполеоновскими. Но, к счастью, все получилось. Пусть и не без труда.
На самом деле, строительство пошло не совсем по исходному плану и затянулось. Несмотря на уверенный старт, из-за пресловутого кризиса стройке пришлось встать на паузу вплоть до 2010. Из-за этого первые очертания трассы начали угадываться только в 2011 году. Примерно летом того же года строительство вышло на финишную прямую – за дело взялись электрики, призванные реализовать не только пресловутую систему освещения, но и куда более сложную, и в то же время важную систему хронометража. Последний рывок также продлился дольше задуманного.
В июле 2012 были положены последние метры асфальта. Он, к слову, оказался непростым. Вся трасса представляет собой внушительный многослойный пирог: толщина одной только песчаной подложки, оптимизированная с учетом суровой русской зимы, составила 140 см, а в совокупности грунтовая подложка вообще состоит из 7 слоев. Асфальт (также многослойный) уложили по секретной технологии, принадлежащей немецкому инженерному бюро.
В июне 2012 на строящийся автодром впервые для России прибыла официальная инспекция FIA – Международной автомобильной федерации. Несмотря на то, что работы еще окончательно не завершились, проверка была пройдена успешно и трассе присвоили категорию 1T. Это означало, что на ней могли проходить любые автомобильные гонки, кроме Формулы-1 (но включая ее тесты). Фактически пройденная сертификация по европейским стандартам качества обозначила успех мероприятия.
Официальное открытие Moscow Raceway состоялось 15 июля 2012 года, и первым событием, призванным испытать автодром на прочность, стал двухдневный этап мировой серии автогонок World Series by Renault. Посмотреть на него (а скорее, на новый автодром) суммарно пришло 85 000 человек. И на этом моменте стоит упомянуть один интересный факт: во время официального открытия и, соответственно, проведения первых международных соревнований, строительство все еще не закончилось. Например, строители все еще трудились над главной трибуной. Но успешному старту, кажется, это абсолютно не помешало. По крайней мере, такой вывод можно сделать сейчас, оборачиваясь назад и трезво оценивая события минувших лет. А их, к слову, было предостаточно.
На пути к легендарности: развитие и гонки
Автодром Moscow Raceway открыл свои двери для гонщиков и болельщиков в середине сезона 2012 года, но оставшегося времени хватило, чтобы организовать и провести не один и даже не два события мирового масштаба. После Мировой серии Рено трасса практически сразу приняла участников Чемпионата России по кольцевым автогонкам, а затем еще и FIA GT1. В следующих сезонах эти и часть других автосоревнований стали регулярными, а со временем их дополнили практические занятия школ водительского мастерства, клубные и тестовые заезды. Но нас, конечно же, интересует не это, а жизнь трека с точки зрения мотоспорта. И да, несмотря на то, что изначально автодром ориентировался на автогонки, шоссейно-кольцевые мотогонки в итоге также стали неотъемлемой частью его жизни.
Вместе с лицензией FIA трек получил лицензию Международной мотоциклетной федерации FIM B, подтверждавшую, что он подходит для организации крупных соревнований в классе Superbike. И, как и в случае с автогонками, этой возможностью не преминули воспользоваться – уже 26 августа 2012 года на Moscow Raceway прошел этап Чемпионата мира по Супербайку, ставший первой мотогонкой подобного масштаба в России. Ему удалось собрать не только лучших пилотов мира и России, но и 32 000 зрителей. А в середине сентября – Чемпионат России (он же RSBK). Эти соревнования мгновенно стали самыми главными событиями в российских ШКМГ, а вместе с ними соответствующую значимость получил и трек. Интересен и другой момент: при проведении мотогонок на автодроме зрители получили возможность попасть не только на специально организованные фотосессии и фан-зону, где можно было послушать и посмотреть легендарных гонщиков вживую, но и в паддок, где при должном везении с ними можно было столкнуться лицом к лицу и перекинуться парой фраз. Но вернемся к соревнованиям.
ШКМГ, в целом – этакая «вещь в себе» – вид спорта с очень высоким порогом вхождения, из-за чего разнообразием тяжело похвастаться и перечню соревнований и спискам их участников. Однако российский этап Чемпионата мира оказался по-своему разнообразным – в нем в какие-то моменты было целых 4 класса: Супербайк, Суперспорт, Суперсток и, наконец, юношеский X-Bikes. Кроме того, к базовой паре соревнований с 2016 года добавилось еще два – Кубок Губернатора Московской области и 6-часовой марафон TRD Endurance. Он стал первой ласточкой в организации по-настоящему крупных соревнований по Эндуранс в России, а со временем даже вырос до стандартного для мирового уровня 8-часового заезда.
Не менее интересен и другой момент TRD Endurance, по сути, стал логическим продолжением еще одной важной части мотоциклетной жизни автодрома – трек дней. В их рамках любой любитель мог выйти на «большой» трек и попробовать свои силы в настоящих кольцевых гонках. Подобная практика начала активно поддерживаться практически с самого начала существования Moscow Raceway. В итоге общий любительский уровень вырос настолько, чтобы в дополнение к «покатушкам» можно было устраивать любительские гонки, а в итоге, и соревнования на выносливость. В 2019, к слову, список соревнований для любителей пополнился еще одним – Road Racing Riders (или просто RRR).
После этого в жизнь не только российских, но и мировых спортсменов, вмешалась пандемия, после которой, в 2021 году главный чемпионат страны возродился уже в обновленном виде – такой статус получила гоночная серия Motoring Cup. Именно она впоследствии вместе с TRD и регулярными трек-днями стала главным событием для всех любителей ШКМГ. В общем, несмотря на все препоны, Moscow Raceway продолжает жить и заслуженно носить статус одной из легендарных трасс России.
Какой получилась трасса в итоге
Напоследок обратимся к сухим цифрам, чтобы окончательно понять масштаб автодрома:
- Общая площадь – 720 000 м2.
- Площадь паддока – 52 000 м2.
- Ширина трека – 12-21 м.
- Ширина стартовой линии – 15 м.
- 6 трибун общей вместимостью более 30 000 человек.
- Среднее количество соревнований за сезон – 12 (считая автогонки).
- Среднее количество трек-дней – 107.
Всего на автодроме доступно 4 конфигурации трассы, но для нас наиболее интересен трек, утвержденный FIM. Его параметры:
- Общая длина трассы – 3932 м.
- Общее число поворотов – 15.
- Перепад высот – 22 м.
- Направление движения – против часовой стрелки.