Блог
16.11.2023

Легендарные трассы в России: Нижегородское Кольцо (NRing)

После небольшого перерыва возвращаемся к истории легендарных и просто наиболее важных и значимых для российских мотогонок трасс. Собственно, NRing мы уже касались в прошлой статье, рассказывая о KazanRing, а значит, определенно стоит остановиться на ее истории и важности для российского мотоспорта подробнее.

Шоссейно-кольцевые мотогонки на Нижегородском кольце

Для тех, кто пропустил, напомним. Строительство, а точнее, модернизация трассы ныне известной как KazanRing Canyon в какой-то момент сильно затормозилось. Однако в 2010 году именно из-за того, что в Нижнем Новгороде вышло на финишную прямую строительство NRing – одного из самых современных автодромов страны, руководство решило поднажать и усиленными темпами приступило к доработке кольца в Казани. Эту ситуацию можно считать ярким примером того, что хорошее соперничество еще никому не повредило. Все-таки в итоге в выигрыше оказались все. По крайней мере, если говорить об участниках и фанатах авто- и мотогонок, которые получили не одну, а сразу две трассы. Но довольно отступлений, давайте ближе к делу.

Начало и ход строительства

Строительство Нижегородского Кольца началось в 2008 году в Богородском районе, примерно в 22 км от самого Нижнего Новгорода. Интересный момент: архитектором здесь выступил не Герман Тильке, приложивший руку ко многим российским крупным автодромам, а пара отечественных мастеров своего дела:

  • мастер спорта и чемпион СССР по автогонкам и специалист по центрам контраварийной подготовки Михаил Георгиевич Горбачев,
  • инженер, специалист по проектированию гоночных трасс и судья первой категории Андрей Китов.

К слову, мастерам было не впервой работать вместе – всего за их плечами больше 20 проектов автодромов, причем не только в России, но и в Беларуси и даже в Дубай. Например, из-под их пера вышел еще один известный автодром – «Крепость Грозная». Но о ней поговорим в другой раз.

Автодром Нижегородское кольцо с самолета

Проект же NRing прошел окончательное согласование Российской Автомобильной Федерации в 2008, и 15 декабря стартовало полноценное строительство. И говорить о нем во всех подробностях достаточно сложно. Сейчас складывается такое ощущение, что вопреки бушевавшему в 2008 году мировому экономическому кризису оно шло максимально беспроблемно. Едва ли не единственный раз, когда что-то по-настоящему пошло не по плану – вынужденная реорганизация кольца летом 2009. Оказалось, что в утвержденной конфигурации оно пролегает слишком близко к газопроводам, поэтому трек пришлось слегка изменить. Изменения, тем не менее, оказались скорее положительными, чем негативными. Во-первых, снизилась максимальная расчетная скорость, а значит, борьба должна была стать чуть более ожесточенной и динамичной. Во-вторых, длина трассы увеличилась более чем на 200 м.

В целом, если говорить о темпе строительства, стоит обратиться к словам Германа Тильке о том, что построить трассу – как вырастить ребенка, и что средний срок строительства в 5 лет, даже с учетом его грандиозного опыта, – это нормально. Ну а в случае с NRing вообще удалось уложиться всего в 2 года. Правда, «на выходе» получилась своеобразная «программа минимум» – база, которая требовала дооснащения и доработок для повышения комфорта. Но она, надо сказать, получилась отличной и по-настоящему современной – с трехслойным асфальтом и оснащением, соответствующим требованиям второй категории FIA. В общем, к соревнованиям она была готова, а остальное – оказалось лишь вопросом времени.

К слову о соревнованиях. Первые заезды прошли на Нижегородском кольце еще до завершения строительства. Звучит нелогично, но не стоит забывать, что любой крупный автодром включает несколько конфигураций, а то и отдельных трасс, например, отдельный трек для картинга или полноценную трассу для мотокросса, как это реализовано на автодроме у ВДЦ «Орленок». В общем, опробовать новый трек гонщикам удалось уже в ноябре 2009 года, еще до того, как был уложен последний слой асфальта. Правда, это были не полноценные гонки, а тест-драйвы новых моделей авто, организованные профильными журналами, а также открытые трек-дни, охватившие две конфигурации в новогодние праздники 2010 года.

Вообще, изначально предполагалось, что полноценное открытие состоится уже в 2009, но из-за финишной подготовки его пришлось перенести на середину 2010. В итоге датой официального открытия стало 3 июля 2010. Первым состязанием – 2 этап Российской туринговой серии, проводимой РАФ. Да и в целом, несмотря на то, что половина лета оказалось позади, в первый сезон на Нижегородском кольце состоялось 20 различных гонок.

В 2014 трасса была модернизирована, окончательно превратившись в современный, удобный автодром. На его территории появились:

  • 24 бокса,
  • паддок,
  • кафе,
  • парковки для участников и зрителей,
  • крытые трибуны на 8000 мест с VIP-ложами,
  • отель на 20 номеров,
  • 5 коттеджей для проживания.

Какой получилась трасса?

В итоговом варианте Нижегородское кольцо получилось вот таким:

Схема автодрома NRing

  • 8 конфигураций (3 шоссейных плюс дрэг, дрифт, мото, карт и офф-роад). Дополнительно отделяется тренировочная зона длиной 1836 м.
  • Протяженность основной конфигурации (А) – 3222 м.
  • Протяженность конфигурации мото – 2670 м.
  • Направление движения – по часовой стрелке.
  • Максимальная длина прямой – 400 м.
  • Ширина – 8-16 м.
  • Общее число поворотов – 15 (7 левых и 8 правых).
  • Перепад высот – 9,6 м.

Что там по мотогонкам?

Конечно же, то, что строительство NRing очень сильно подтолкнуло к облагораживанию KazanRing Canyon – не единственный повод включить его в наш цикл статей о главных трассах для мотогонок в России. Несмотря на то, что он изначально ориентировался на автогонки, в мото-жизни страны автодром принимает непосредственное участие. Об этом можно судить хотя бы по наличию отдельной мото-конфигурации и периодически проводимых мото-трек дней.

На NRing RSBK проходил вплоть до 2020 года

Впервые на трек пилоты шоссейно-кольцевых мотогонок вышли спустя год после официального открытия автодрома, но повод для этого оказался громким: в начале сентября 2011 на Нижегородском кольце состоялся заключительный этап Кубка России по ШКМГ (он же RSBK). К слову, для RSBK этот сезон был вообще первым, но дебютировал он в Москве на автодроме Мячково. Впрочем, начиная с 2011, NRing стала одной из постоянных его площадок для проведения, сезон за сезоном принимая 1-3 этапа, и была ей до самой пандемии COVID-19. Кстати, в 2019 году на трассе также прошел один из этапов International MotoRing Cup, который после перерыва получил официальный статус Чемпионата России. Несмотря на смену организатора и названия, NRing по-прежнему оставалась одной из основных его площадок вплоть до 2023.

В этом году по какой-то причине автодром несколько выпал из профессиональных мотогонок: летом здесь проходили исключительно трек-дни, любительская мото-среда и любительский же Всероссийский чемпионат MOTO MSK CUP, который в этом сезоне фактически вообще стал главным мото-чемпионатом для автодрома.

Будет ли он включен в число площадок, на которых будут проходить ведущие соревнования по ШКМГ в России – вопрос открытый. Но с учетом того, что автодром Нижегородское кольцо принимал их практически все время своего существования, его можно смело вносить в список главных треков для ШКМГ в России. А какие трассы еще достойны этого титула, вы обязательно узнаете в наших будущих материалах.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ