Легендарные трассы в России: трасса для мотокросса при ВДЦ Орленок
28.09.2023

Легендарные трассы в России: трасса при ВДЦ Орленок

Большинство крупных и известных трасс для мотоспорта в России, как мы уже неоднократно говорили, представляют собой отремонтированное и облагороженное наследие СССР. Но, как и из любого правила, здесь есть исключения. Наиболее показательный пример – трасса для мотокросса при ВДЦ «Орленок». Да, на первый взгляд может показаться, что ее возраст не позволяет называть ее по-настоящему легендарной. Однако одной из самых знаменитых и значимых для российского кроссового сообщества – точно. По крайней мере, знают о ней все, кто более-менее всерьез увлекается мотокроссом. А это значит, что стоит рассказать ее историю подробнее.

Мотокроссовая трасса при ВДЦ Орленок

Небольшое отступление

На самом деле, без наследия Советского Союза все же здесь не обошлось. Всероссийский детский центр «Орленок», а точнее, на тот момент Пионерский лагерь санаторного типа, был основан Туапсинском районе Краснодарского края в далеком 1960-м году и в момент стал одним из самых главных пионерских лагерей страны.

Вместе с оборудованием места для проживания, оздоровления и отдыха практически с самого начала здесь очень активно развивалось спортивное направление. В 1966 году открыли двери стадион «Юность», рассчитанный на 4000 зрителей, и дополнившая его Малая спортивная арена еще на 500 мест. Причем отстроены они были не только для нужд отдыхающих детей. Достаточно быстро они стали важной частью взрослой спортивной жизни страны. Например, все в том же году на базе стадиона прошел слет спортсменов-спринтеров. В дальнейшем лагерь многократно модернизировался и практически неустанно развивался и принимал именитых гостей.

Продолжил работать он и после распада Советского Союза, но темп развития в тяжелые для всей страны 90-е не просто снизился, а практически сошел на нет. Примерно к началу 2000-х стало понятно, что некогда великий лагерь находится в очень плачевном состоянии и если не предпринимать никаких действий, вскоре он просто закроется. Но в феврале 2001 года на должность директора вступил Александр Васильевич Джеус, силами которого «Орленок» сначала буквально обрел второе рождение, а затем начал развиваться с новой силой. Однако в контексте сегодняшнего материала гораздо интереснее другой момент.

Примерно в начале 2010-х на территории лагеря началось строительство экспериментального центра «Детский автогород». Изначально проект задумывался как практическая реализация программы повышения безопасности дорожного движения. И исходный план был успешно реализован: в автогороде появились асфальтированные дороги с реальной дорожной разметкой, перекрестками, пешеходными переходами и остановками. На базе его стараниями профессиональных инструкторов юные посетители лагеря начали не только получать базовые знания о ПДД в роли пешеходов, но и в качестве водителей, колеся по дорогам на экскурсионном багги. Но на этом строительство не остановилось и рядом с детским автогородком в итоге выросла вполне себе взрослая «бездорожная» мототрасса. На нее орлята тоже получили доступ, чтобы, например, покататься на спортивном багги или питбайке, но основным ее предназначением стали соревнования по мотокроссу.

Как создавалась кроссовая трасса у ВДЦ «Орленок»

Работы по строительству кроссовой трассы начались примерно в 2009 году, как часть ранее разработанного плана, однако уже в 2010 был подписан первый контракт с FIM, и строительство приобрело новые масштабы – начались работы по расширению трассы и обеспечению безопасности зрителей и спортсменов. Достаточно быстро новый кроссовый трек начал принимать гостей – первые крупные соревнования состоялись уже в конце года, в октябре. Ими стали Чемпионат и Первенство Краснодарского края и кубок МФКК. Соревнования проходили в 2 классах (250 и 125) среди взрослых кроссменов и 125 см3 – среди юниоров. В целом, они не только увенчались успехом, но и показали готовность трассы к более масштабным заездам. И они не заставили себя ждать!

В 2011 «Орленок» принял у себя целую серию масштабных кроссовых состязаний, включая финал Чемпионата России по мотокроссу и один из этапов Чемпионата Европы в классе 85 см3. В общем, кроссовая спортивная жизнь на трассе буквально кипела. Причем важную роль в ней сыграло не только качество свежеорганизованного трека, но и теплый климат, который позволял эксплуатировать его практически в круглогодичном режиме. Например, все в том же 2011 крупные тренировочные сборы стартовали в начале марта, а закончился официальный сезон Чемпионатом России в середине октября.

Интересно, что старт активной эксплуатации не поставил точку в развитии трека. Наоборот. Он позволил выявить ряд недоработок и возможных улучшений, которые окончательно были реализованы только в 2015. В частности, были расширены зрительские зоны и паддок, а также, наконец, отстроено главное здание. То есть, трасса окончательно сформировалась.

Схема трассы для мотокросса при ВДЦ Орленок

Какой же она получилась? Опытные участники, проехавшие не одну гонку в разных регионах страны и за ее пределами, говорят, что трек вышел крайне необычным.

  1. Динамичным и весьма сложным, особенно для новичков.
  2. «Натуральным» и «природным»: покрытие осталось естественным, но из-за прибрежной природы очень специфичным – с огромным количеством камней и скальной основой. Для европейцев, привыкших к вязким грунтовым и песчаным трекам, эта особенность оказалась настоящей неожиданностью. Более того, едва ли не в 90% случаев она была скользкой – и если она была недостаточно пролитой, и если слишком мокрой из-за того, что верхний слой грунта просто скользил на скальном основании. Чтобы решить эту проблему, на трассе была проложена отдельная стационарная система полива, которая позволяет поддерживать влажность на должном уровне. Для этого в базовом лагере установлены цистерны из которых по трубам вода под давлением подается вверх. Дополнительных препятствий и неровностей в таких условиях можно было просто не добавлять.
  3. С огромным перепадом высот здесь достигает 40 м – примерно как 12-этажный дом.

Ну и, наконец, стандартные параметры:

  • ширина в самом узком месте – 10 м,
  • общая длина – 1850 м.

В общем, мотокроссовая трасса у ВДЦ «Орленок» – это не столько про борьбу с другими участниками, сколько про попытки побороть рельеф и обуздать мотоцикл, несущийся на высокой скорости. Во времена проведения этапов Чемпионата Европы со стороны FIM даже поступали предложения искусственно упростить трек, чтобы несколько замедлить темп и сделать соперничество между участниками более заметным. И с этим приходилось считаться, поэтому даже после того, как трасса обрела законченную конфигурацию, год за годом она понемногу менялась. Впрочем, были на это причины и помимо воли ФИМ. Примерно в 2015-2016 году оказалось, что верхний грунтовой слой просто «съезжает» со скал, поэтому его пришлось искусственно обновлять, то есть, завозить грунт грузовиками. Вкупе с правильным поливом это если не решило проблему полностью, то показало, что с естественны движением почвы можно успешно бороться.

Примерно в тот же период стало понятно, что трек достиг такого уровня, что может принимать соревнования топового уровня, в том числе, MXGP – Чемпионата мира. И, надо сказать, что все ожидания он в итоге оправдал.

Современная легенда

Кубок содружества в 2023 прошел на трассе в Орленке

После столь масштабной работы кроссовая трасса у ВДЦ «Орленок» стала одной из самых современных, интересных и известных трасс отечественного мотоспортивного мира. Она ежегодно (и неоднократно в течение сезона) принимает лучших российских и зарубежных профессиональных гонщиков, и, что не менее важно, стала отличной стартовой площадкой для множества молодых спортсменов, готовых вскоре стать новыми лицами отечественного мотокросса и суперкросса.

А в качестве заключения стоит просто перечислить, частью каких событий трасса успела побывать:

  • Первенство Европы по мотокроссу,
  • Чемпионат мира среди юниоров,
  • Чемпионат России,
  • Чемпионат мира MXGP.

И, наконец, в последние годы, в том числе в спортивном сезоне 2023, на ней состоялась новая международная серия по мотокроссу и суперкроссу «Кубок содружества» (FMC) с призовым фондом на каждом этапе в 1000 000 рублей. В общем, даже несмотря на все геополитические проблемы, кажется, что у «Орленка» впереди отличное будущее.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ