Легенды советского мотоспорта: Борис Самородов
23.04.2025

Легенды советского мотоспорта: Борис Самородов

Спидвей занимал особое место в истории советского мотоспорта, фактически являясь одним из двух (вместе с мотокроссом) основных направлений. В свою очередь, наш сегодняшний герой – Борис Самородов – стал настоящим пионером этого направления (а точнее, даже двух – гаревого и ледового ) не только в родном Башкортостане, но и в масштабах всего Советского Союза. А его карьера укрепила позиции СССР в международных соревнованиях и вдохновила тысячи спортсменов на покорение льда.

Детство и знакомство с мотоциклом

Борис Самородов - легенда советского спидвея

Борис Александрович Самородов родился 25 сентября 1931 года в городе Рыбинск Ярославской области, но настоящей малой родиной для него стала Уфа – именно туда в 1941 была эвакуирована его семья, именно там он освоил мотоцикл, и, более того, именно этот город он в итоге прославил. К слову, эвакуировали не только жителей, но и местный моторостроительный завод, который стал базой для развития Уфимского Мотостроительного Завода, затем переименованного в Уфимское моторостроительное производственное объединение.

Вообще ситуация сложилась интересная. Вместе с рыбинским заводом подальше от линии фронта эвакуировали и Ленинградский «Красный октябрь», на котором выпускались мотоциклы. Среди его сотрудников был Антон Мустейкис – мотогонщик, в 30-х своими достижениями прославлявший Ленинградский автомотоклуб. Именно он был одним из тех, кто начал развивать мотогонки на новом месте. Сперва это были короткие спринты, а затем, уже в послевоенное время, и полноценные мотокроссы. И самое интересное в контексте этой статьи то, что в этих мотокроссах участвовал Александр Самородов – отец Бориса. Поэтому нет ничего удивительного, что в итоге мальчишка тоже загорелся мотогонками. А если точнее, мотокроссом.

Да-да, именно мотокросс стал «входным билетом» в большой мотоспорт для будущей легенды спидвея. Как же так получилось? Очень просто: других видов мотоспорта спорта «официально» практически не существовало. То есть, крупные соревнования проводились только по этой дисциплине, тогда как другие если и существовали, то только в виде локальных любительских состязаний.

Несмотря на то, что Борис явно «болел» мотоциклами, нельзя сказать, что он сразу начал строить профессиональную мотоспортивную карьеру. Да, еще с 1947 (то есть, с 16 лет) он посещал мотоциклетный кружок при ДОСАРМ, и участвовал в кроссовых гонках, но все это было лишь дополнение к основной работе водителем грузовика. Время было другое: спорт и соревнования, насколько бы крупными они ни были, всегда стояли на втором месте после основного труда. Но вернемся к мотоспортивным достижениям.

На самом деле, небольшая известность пришла к Борису Самородову еще до крупных побед: он настолько хорошо показал себя на Первенстве РСФСР и ДОСААФ СССР по мотокроссу в 1957, что попал на страницы журнала «За Рулем». Даже несмотря на то, что победа из-за сложности трассы тогда ему не далась. Но и настоящие достижения, подкрепленные сухими цифрами призовых мест, себя долго ждать не заставили.

Первые победы и новый спорт

Борис Самородов - легенда советского спидвея на льду

Годом позже, в 1958, на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, состоялся первый в СССР чемпионат по классическому (гаревому) спидвею. Чемпионат длился три дня, и Борис Самородов стремительно рвался к победе (в том числе, победив в самом первом заезде) но все же по итоговой сумме очков оказался вторым. Первым стал москвич Виктор Кузнецов. Впрочем, само по себе состязание принесло первую известность, причем не только Самородову, но и вообще Уфимской команде: внезапно оказалось, что в Башкортостане есть своя сильная спидвейная школа. Этот факт подтвердился всего через пару месяцев, когда все на том же стадионе Борис и его товарищи снова одержали несколько побед. Все это привело к тому, что в родной Уфе появился гаревый трек всесоюзного значения.

На тот момент наш герой уже был известен (во многом благодаря небольшому кинофильму о первом спидвейном чемпионате), но настоящая слава и первый чемпионский титул пришли к нему только в 1959. Именно тогда, в самом начале года, Борис Самородов стал чемпионом РСФСР и СССР по ледовому спидвею в классе 350 сс. Первым в истории, потому как столь крупное соревнование по гонкам на льду проводилось впервые.

Казалось бы: вот оно, начало серии первых побед и достижений. Но у судьбы были немного другие планы. Во-первых, уже в апреле, выступая вместе с первой советской спидвейной сборной, наш герой сломал ногу, что вывело его из борьбы на гаревой дорожке. А, во-вторых, чуть позже, едва ли не сразу после того, как с ноги сняли гипс, он попал под грузовик. Борис выжил, но многочисленные переломы таза поставили под сомнение не только участие в этом сезоне, а вообще спортивную карьеру. Но, к счастью, Самородов вернулся на трек. С одной стороны, сделал он это достаточно быстро: уже в следующем сезоне он стоял на подиуме на главных национальных состязаниях (бронза в ЛЧ СССР и серебро в ЛЧ РСФСР), с другой – победе мешали то ли последствия травмы, то ли страх получить новую. Причем продлилось это долгие два года (1960-1961) за одним исключением: зимой 1961 Самородов во второй раз стал чемпионом СССР по спидвею на льду. И уже после этого, в 1962, он, наконец, полноценно ступил в борьбу за чемпионские титулы. И, надо сказать, выступил настолько хорошо (заработал золото в гаревом и ледовом ЛЧ СССР), что уже в 1963 отправился покорять мир.

На пике славы

Борис Александрович Самородов (спидвей)

На самом деле, «покорять» – это все-таки достаточно громкое слово. Но, тем не менее, наш герой, к тому моменту действительно принял участие сразу в нескольких крупных спидвейных гонках. Более того, некоторые зарубежные СМИ даже не постеснялись назвать его чемпионом мира по мотогонкам на льду, хотя до проведения первого ЛЧМ по ледовому спидвею оставалось еще почти 3 года (впервые он прошел в 1966, причем финалы были в Москве и Уфе, а наш герой в тот год даже не попал в число призеров).

Собственно, на 1963 пришлось одно из наивысших достижений в спидвейной карьере Бориса – победа в Кубке FIM. Помимо этого в том же году Самородов весьма успешно выступил на треке в Лондоне в рамках ЛЧМ по гаревому спидвею. Но подвел человеческий фактор: судья дисквалифицировал его с первого же заезда за вину в массовой аварии (хотя заезд можно было просто перезапустить), поэтому итоговый результат оказался гораздо ниже, чем мог быть – 4 место. Также в этом году вместе с командой наш герой заработал Трофей наций в Швеции (на ледяной дорожке), а вот дома на гаревой выступил не очень хорошо, заняв «всего лишь» второе место. Но годом позже исправился, снова взяв золото.

К слову, 1964 оказался не менее продуктивным. Помимо титула Чемпиона СССР на гаревой дорожке тут была и поездка в Швецию, в Гётеборг, на ЛЧМ, которая снова принесла 4 место, и серебро вместе со сборной на КЧМ по классическому спидвею, и даже бронза на Золотом шлеме Чехословакии.

Следующий сезон, 1965, был в разы менее насыщенным. Даже традиционного призового места в ЛЧ СССР заработать не удалось. Однако именно на него пришлось второе из трех самых весомых достижений в спортивной карьере Бориса Самородова – победа в личном Чемпионате Европы по спидвею на льду, который стал предвестником Чемпионата мира (с 1966).

В 1966 Самородов вновь вернулся в былой продуктивности, но, к сожалению, уже без золотых медалей. А еще все достижения этого сезона сконцентрированы исключительно на гаревых дорожках:

  • серебро на ЛЧ СССР,
  • бронза на Золотом шлеме Чехословакии,
  • серебро во Вроцлаве на КЧМ.

Финишная прямая

В 1967 Борису Самородову было уже 36 лет. И по меркам профессионального мотоспорта это много. Поэтому в том, что его активная стадия карьеры стала стремительно подходить к концу, нет ничего удивительного. Однако этот сезон все еще отметился парой весомых побед, в том числе, третьим из самых весомых достижений – победой на ЛЧМ по мотогонкам на льду. А также бронзой на КЧМ на гаревой дорожке.

Собственно, этот год можно считать последним из действительно сильных. В 1968 Борис Самородов еще раз взошел на пьедестал ЛЧМ по ледовому спидвею, забрав бронзу. А в 1970-м он официально завершил активную часть карьеры.

Что же было потом? Несложно догадаться, что Борис Александрович не оставил спорт. В целом, он переключился на тренерскую деятельность, на воспитание нового поколения чемпионов родного Башкортостана и, в частности, Уфы. И это весьма символично, ведь и о существовании местного спидвея впервые узнали именно благодаря его победам. Но в тренерской деятельности он пошел еще дальше: сразу после ухода с трека новоявленный тренер начал «поднимать» не башкирский, а весь советский спидвей, заняв пост тренера сборной страны.

Причем, несмотря на полный переход в состав руководителей, Самородов все же заработал еще один, последний внушительный трофей, выйдя на лед ЛЧМ в 1973 году взамен травмированного подопечного и увезя домой еще одну серебряную медаль.

Ну а что же было потом? Конечно же, спидвей во всех его проявлениях. Сначала национального масштаба, затем – воспитание родной команды «Башкирия» на гаревой дорожке и «Башкортостана» на льду, настоящее возрождение профессионального спидвея на малой родине, становление и новые победы спидвейного клуба «Лукойл-Башкирия», и, конечно же, основание и последующая тренерская деятельность в уфимском ЦТВС имени Габдрахмана Кадырова – одного из самых главных соперников Самородова не только на национальных, но и на мировых чемпионатах.

Борис Александрович Самородов

И только после всего этого, в 2010-х Борис Александрович, наконец, ушел на настоящую пенсию, но при этом продолжил помогать уже внукам, которые также делали определенные успехи, в том числе, в спидвее на льду. А также он стал инициатором создания некоммерческого «Фонда Бориса Самородова». Но не ради почестей, а чтобы помочь молодым спортсменам реабилитироваться после травм, ведь о нужде в такой помощи сам Самородов знал не понаслышке. За свою спортивную карьеру он получил 12 переломов и даже один раз был попал под тяжелый мотоцикл с шипованной для гонок на льду резиной.

Борис Александрович ушел из жизни 13 февраля 2016 года после продолжительной болезни. И тогда стало окончательно ясно: мир потерял настоящую легенду мотоспорта.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ