Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Стадион Торпедо
В прошлых статьях мы рассказали, пожалуй, обо всех самых основных российских треках для классического гаревого спидвея, и, начиная с этой, переключимся на «его сменщика» – спидвей на льду. Да, в большинстве случаев эти состязания идут рука об руку: на тех же стадионах, с теми же участниками. Но есть и исключения. Например, стадион «Торпедо» в Шадринске, который всегда был, прежде всего, площадкой для зимнего спидвея. Но давайте обо всем по порядку.
Где находится
Стадион «Торпедо» находится по адресу Курганская область, г. Шадринск, ул. Октябрьская, 101. Точные координаты: 56.086904, 63.627358
Со спутника он выглядит следующим образом:
Начало истории
На самом деле, история стадиона, вопреки его значимости, известна достаточно плохо. Но одно предположение можно сделать уже на этом моменте. Можно предположить, что построили его достаточно давно, поскольку стадионы для «шумных» видов спорта обычно располагают на окраинах спальных районов, но за минувшие десятилетия город его буквально поглотил, обступив со всех сторон. В общем, в целом подобное предположение верно: официально «Торпедо» был введен в эксплуатацию в далеком 1941 году.
Стадион по меркам тех лет был весьма большим – его вместимость достигала 5000 зрителей – и многофункциональным. Причем эта самая многофункциональность с годами только увеличивалась. Но об этом чуть позже.
Изначально стадион служил тренировочной базой для одноименной футбольной команды, эвакуированной из Москвы вместе с заводом «ЗиС» в начале Второй Мировой. Соответственно, центральное положение на нем занимало именно футбольное поле площадью 7000 м2. Впрочем, для наших постоянных читателей этот факт едва ли будет большой новостью: так или иначе с футболом связана жизнь всех крупных спидвейных треков страны. Причем иногда это настоящее соперничество за место под солнцем, а в других случаях – обоюдовыгодное сотрудничество. Здесь же все было несколько интереснее, поскольку долгие годы стадион был практически исключительно футбольным. Уже в 1943 году здесь образуется одноименная футбольная команда из московских спортсменов, для которой стадион станет домашним. Но и спидвей не остался не у дел. Правда, первые крупные соревнования пришлось подождать.
Дело в том, что вообще первый мотоклуб в стране был образован только в 1955. Им стал Центральный автомотоклуб (ЦАМК). И поскольку он был создан при ДОСААФ, проблем с финансированием не было. Вместе с этим начали появляться и первые крупные гонки в самых разных дисциплинах: мотокросс, мотомногоборье (так тогда именовалось эндуро), фигурное вождение и два вида спидвея – гаревый и ледовый.
Спидвей добрался до Шадринска только 10 лет спустя. Причем на «Торпедо» в 1965 году прошли именно гонки на ледовой дорожке. Интересно, что вместе со спортсменами из Кургана на трек вышло и семеро местных гонщиков. То есть, несмотря на отсутствие официальных соревнований, спидвей на тот момент уже достаточно активно развивался энтузиастами. И именно этот момент можно считать стартовой точкой в спидвейной жизни не только стадиона, но и города. Более того, вместе с треком здесь начала работать и школа ледового спидвея, которая, к слову, в будущем воспитает более 10 мастеров спорта.
Полноценно и на постоянной основе ледовый спидвей обосновался здесь в 1969 году – с этой поры ежегодно стал и проходить 1/4 финала Чемпионата РСФСР. А в 1972 стадион уже принимал полуфинал и финал, после чего снова вернулся к «привычному режиму». В общем, гонки на ледовой дорожке в Шадринске ширились и крепли. Подтверждается это еще и тем фактом, что в 70-х, которые можно считать настоящим периодом расцвета местного спидвея, в городе одновременно существовало сразу две команды. Одна представляла и, соответственно, финансировалась ДОСААФ; вторая – «Шадринский автоагрегатный завод» (он же ШААЗ), который, к слову, и владел стадионом. Так продолжалось не только на протяжении всех 70-х годов, но и в 80, вплоть до распада СССР.
Но прежде чем перейти к следующей главе в жизни и развитии «Торпедо», стоит коснуться одного не менее интересного факта. Все это время стадион «креп»: на нем организовывались все новые и новые спортивные объекты. Постепенно футбольное поле и гоночный трек дополнили беговые дорожки, зона для прыжков в длину, сектор для толкания ядра, хоккейная коробка площадью 1800 м2. А в середине 90-х здесь появился еще и многофункциональный спортивный зал площадью 648 м2, в котором энтузиасты могли попрактиковаться в баскетболе, мини-футболе, теннисе и волейболе. Но для нас куда интереснее другой факт: непосредственно трек для спидвеных гонок все это время практически никак не развивался. Да, несомненно, он ежегодно заливался и готовился к крупным состязаниям, но не модернизировался как подобает.
Смутное время
Если вы читали хотя бы один из наших прошлых материалов из цикла самых значимых трасс для любой мотодисциплины, то отлично знаете, насколько поворотным оказался для всех момент распада СССР. Но в этом есть логика: понятно, что когда почти вся страна едва сводила концы с концами, а даже крупным государственным заводам было нечем платить зарплаты, о финансировании мотоклубов и команд речи почти не шло. Слишком уж необязательным и не важным в глобальном смысле выглядело это направление. Но в Шадринске, на удивление, сложилась необычная ситуация.
Мотоклуб ДОСААФ, фактически бывший под покровительством государства, действительно оказался без финансовой поддержки. Но вот «ШААЗ» тяжелое время практически не подломило. По крайней мере, в плане спидвея. Энтузиасты сумели сохранить этот вид спорта в городе, практически собственноручно дооборудовав «Торпедо» до уровня, чтобы на нем можно было сформировать полноценную единую команду под патронажем завода. Да, первые годы существования новой страны оказались достаточно трудными, но уже в 1995 в Шадринске, на «Торпедо», состоялся финал Личного Чемпионата России. А специально в честь такого события руководством «ШААЗ» даже была слегка обновлена материально-техническая база команды. И в целом, ЦАМК и МФР был отмечен высокий уровень подготовки стадиона, что крайне благотворно сказалось на его дальнейшем развитии.
Начиная с середины 90-х «Торпедо» стал настоящим эпицентром спидвейного подъема. Во-первых, на нем регулярно проходили полуфиналы ЛЧР и командные соревнования, в том числе, юниорские. А в 2001 он в очередной раз принимал Финал, а в нулевых – многократно становился полем для тренировок и соревнований даже зарубежных гонщиков. Во-вторых, стал настоящей кузницей чемпионов, выпустившей новых российских и даже мировых победителей. Например, Николая Красникова – 19-кратного чемпиона мира и одного из самых молодых чемпионов в истории спидвея (первую победу на ЧМ он одержал, когда ему было всего 20).
То есть, в целом, вторую половину 90-х и двухтысячные можно назвать вторым расцветом и самого стадиона, и местного ледового спидвея. Вместе с этим последовала и первая крупная реконструкция, в частности, смонтировано освещение и модернизирован хоккейный корт.
В 2006 «ШААЗ» отпраздновал 65-летие, организовав международные спидвейные состязания среди сильнейших спортсменов, но уже в 2009 передал «Торпедо» во владение городской администрации. К счастью, на спидвейном направлении это не сказалось. Да и в целом, администрация, понимая всю важность спортивного объекта для города, периодически проводит ремонтные работы и реконструкции. В частности, в 2014 была обновлена восточная трибуна, а на этот 2024 год, на 1 сентября, запланирован старт капитального ремонта, на который уже выделено более 20 млн. рублей. Конечно, стадион со столь богатой историей заслуживает большего, ведь этих средств, с большой вероятностью, будет недостаточно для того, чтобы привести его состояние к уровню ведущих стадионов и арен из Центральной России. Но то, что, спустя столько лет, спидвей на нем живет – само по себе вызывает уважение.
Что в итоге?
Несмотря на то, что Шадринский «Торпедо» сложно назвать по-настоящему современным стадионом, для российского спидвея он имеет особое значение. Как и плане истории, так и сейчас, «в моменте». И чтобы понять это, достаточно взглянуть на биографии некоторых отечественных чемпионов и, конечно же, обратить внимание на актуальный календарь гонок, чтобы убедиться, что именитый стадион по-прежнему присутствует в нем рядом с названиями самых престижных состязаний.