Самые значимые треки для спидвея в России: Мотодром ДОСААФ
Это – заключительная статья цикла о самых значимых и легендарных спидвейных треках в стране, поэтому, если вы оказались здесь впервые, крайне рекомендуем ознакомиться с историями других спидвейных стадионов и мотодромов, рассказанных в нашем блоге. Ну а сегодня речь пойдет о мотодроме ДОСААФ из Новосибирска, который считается колыбелью лучших советских гонщиков и едва ли не одним из центров зарождения всей дисциплины в нашей стране. Впрочем, его современная история далеко не столь радужная, поэтому рассказ сегодня будет коротким, пусть и не без серии ярких моментов. В общем, не будем забегать вперед и начнем обо всем по порядку.
Где расположен
Мотодром ДОСААФ расположен по адресу: Новосибирск, ул. Тульская, 205. То есть, прямо на берегу озера Грез и реки Тула. Точные координаты: 54.968184, 82.890947
На фото со спутника сейчас он выглядит следующим образом:
Становление легенды
История новосибирского спидвея началась 60 лет назад. В далеком 1964 году в городе появился мотодром при ДОСААФ, на котором и было организовано спидвейное кольцо. Инициатором строительства выступил Николай Васильевич Некрасов – Герой Советского Союза, председатель областного совета ДОСААФ с 1961 года.
Отстроенный мотодром сразу стал эпицентром технических видов спорта. Сначала здесь проходили локальные и региональные заезды в рамках соревнований по классическому и ледовому спидвею, а в 1966 новый стадион принял даже полуфинал Чемпионата мира. Этот момент вошел в историю сразу по двум причинам: как одно из первых спортивных событий подобного масштаба в городе, и как главный стимул к появлению собственной команды. Именно после полуфинала ЧМ местный спидвеист Вячеслав Дубинин выступил с инициативой создания собственной команды. Инициатива была одобрена и на свет появилась первая в Новосибирске спидвейная команда «Сибирь». За 3 года она сумела пробиться в высшую лигу советского спидвея, а ее спортсмены впоследствии регулярно становились призерами в соревнованиях самого разного масштаба: от локальных заездов до Чемпионатов мира, Европы, РСФСР и СССР. Настоящий расцвет в этом плане пришелся на 70-80 годы, когда новосибирские спидвеисты заработали более 100 медалей, из которых примерно треть была «золотом».
К слову, именно благодаря спортивным заслугам Вячеслава Дубинина, а также его брата Юрия, мотодром принято считать колыбелью новосибирского и даже советского спидвея. Во-первых, Вячеслав сам добился выдающихся результатов в мотоспорте, дважды став вице-чемпионом Европы и, фактически, обретя статус легенды советских гонок на гаревой дорожке. Во-вторых, впоследствии он взялся и за тренерскую деятельность, в которой также весьма преуспел, выпустив из-под своего «крыла» нескольких чемпионов. Не меньших успехов добился и его брат Юрий, который 5 раз становился чемпионом СССР и 2 раза – России, а также долгое время был тренером новосибирской команды. То есть, именно стараниями двух братьев в свое время новосибирский трек стал настоящей колыбелью чемпионов. Но вернемся к истории трека.
На удивление, при всей его значимости для города, подробностей об истории трека практически не сохранилось. За исключением, разве что, самых крупных проблем. Когда они начались догадаться не сложно.
Полный крах
Распад Советского Союза очень сильно ударил по спорту. И особенно сильный удар пришелся на спидвей. Вопреки его всеобщей популярности, именно спидвейные команды, несмотря на их былые заслуги, в первые же годы лишались финансирования. Примерно та же ситуация была и с крупными стадионами для спидвея. Некоторые даже переходили из разряда спортивных объектов в торговые площади. Не миновала подобная участь и новосибирский мототрек. К моменту распада СССР он и без того находился не в самом лучшем состоянии, поскольку по-настоящему крупной модернизации не подвергался никогда. А в 90-х тем более об этом не могло быть и речи. И даже «Сибирь» провела свой последний заезд в Чемпионате России в 1995 году и распалась. И даже воспитанникам легендарных братьев Дубининых пришлось искать себе другие команды. На этом моменте можно было бы сказать, что история легендарного мотодрома закончилась вместе с командой, ради которой он и существовал. Но, к счастью, этого не случилось.
Да, практически на 10 лет жизнь на мототреке остановилась. И даже Юрий Дубинин, оставшийся без команды, был вынужден пересесть с мотоцикла за руль автомобиля, устроившись водителем машины скорой помощи.
«Оттепель» наступила лишь в самом начале нулевых. И помогли в этом, как и в случае со спидвейным стадионом «Нефтяник» в Октябрьском, юношеские команды. Совместно с областным центром детско-юношеского творчества в 2003 году мотоклубом (который просуществовал все эти годы в замороженном состоянии) было закуплено небольшое количество детской техники и стартовали первые детские занятия. А с 2006 местные юниоры даже начали участвовать в крупных состязаниях. В тот момент окончательно сложилось впечатление, что черная полоса для новосибирского спидвея осталась позади. Однако это было не так.
В 2012 ДОСААФ, который все еще фактически был основным владельцем и организатором спидвейного кольца, перестал отвечать за технические направления. Соответственно, последняя тонкая струйка финансирования исчезла. В 2013 году ДОСААФ сделал последнюю закупку техники, и мотоклубу пришлось выживать собственными силами. Иногда в организации и обслуживании стадиона помогали неравнодушные спонсоры из числа городских организаций, иногда – родители обучающихся детей и подростков, а порой приходилось просто сдавать металлолом, чтобы хотя бы заправить мотоциклы. Особенно туго пришлось после 2015, когда в организации соревнований и закупке запчастей перестали помогать более-менее крупные спонсоры. Начался отчаянный поиск новых источников финансирования. А в 2019 руководство ДОСААФ и вовсе чуть не закрыло спидвейную секцию. Но и на этом в истории стадиона не была поставлена точка.
Не смотря ни на что
В декабре 2019 года президентом Мотоциклетной федерации Новосибирской области стал Сергей Карачинцев – воспитанник самого Юрия Дубинина. И поскольку новый президент прекрасно знал, на что способен спидвей в родном городе, он приложил все силы, чтобы вывести родной стадион из затянвшегося кризиса. Даже несмотря на пандемию, развернувшуюся в полную силу всего спустя несколько месяцев.
Тем не менее, несмотря на пандемию, в январе 2021 на трассе прошел Личный кубок по спидвей на льду, первая ледовая гонка за 5 лет. Для этого летом пришлось провести небольшой ремонт стадиона и боксов, чтобы трасса могла получить свидетельство. И это не удивительно: полномасштабной реконструкции, как в других городах, на стадионе не было примерно… никогда. Что, впрочем, как будто бы не мешало ни спортсменам, ни настоящим любителям спидвея. Но продолжаться так, конечно, не могло.
И, наконец, после окончания пандемии, в 2023 году, по инициативе местного телевидения был реализован проект «Стадион за 3 дня». Да это не была дорогая и масштабная реконструкция, но общее дело, в котором на добровольных началах приняло участие более 700 человек, все-таки дало стадиону новую жизнь. За 3 дня с его территории было вывезено 80 грузовиков мусора, заменены борта и ограждения, заменено освещение трека, отремонтированы трибуны, укреплены металлические уклоны, выровнены основания трибун и повторно уложены плиты.
Этот интересный эксперимент позволил вернуть мотодром, некогда считавшийся «колыбелью советского спидвея» к жизни и снова начать проводить на нем крупные соревнования. А также на трек вновь вернулась молодежь. Да, состязания далеко не самые масштабные, но входящие в официальный календарь МФР. Например, Всероссийские соревнования в классе 80 и Командные соревнования в классе 500.
И, конечно же, мы надеемся, что однажды легендарный стадион наконец-таки получит должное финансирование, окончательно выйдет в первый эшелон лучших спортивных сооружений страны и снова будет ковать настоящих чемпионов, возможно, мирового масштаба.