Самые значимые треки для спидвея в России: стадион Нефтяник в Октябрьском
Продолжаем говорить о лучших спидвейных треках России и сегодня перенесемся в республику Башкортостан, в город Октябрьский, где расположился один из самых старых стадионов страны, который, тем не менее, все еще участвует в крупнейших состязаниях по спидвею. Речь, конечно, о «Нефтянике», история которого достаточно сильно выбивается из общей канвы.
Где расположен
По традиции начнем с месторасположения. Стадион «Нефтяник» располагается по адресу: 452607, Респ. Башкортостан, Октябрьский, Комсомольская ул., 20б. Точные координаты: 54.487730, 53.452387. Находится он прямо в одноименном городском парке, поэтому привлекает внимание не только любителей спидвея. Причем, в отличие от других крупных спидвейных стадионов, о которых мы уже успели рассказать, здесь было так практически с самого начала. Тогда как в других случаях спидвейное кольцо буквально становилось основой для появления полноценного многофункционального стадиона, здесь же все было абсолютно по-другому.
Экскурс в историю
По расположению стадиона «Нефтяник» несложно догадаться, что построен он далеко не вчера – все-таки город уже основательно его окружил, тогда как все современные мотоциклетные трассы обычно располагаются на периферии и в промзонах. И действительно, официальное открытие стадиона прошло 7 сентября далекого 1951 года. И на тот момент он стал первым спортивным объектом в городе. Что интересно, первоначально ни о каком спидвее речи вообще не шло: на территории располагалось футбольное поле (типичный компаньон спидвейного кольца) с окружавшей его беговой дорожкой. Для зрителей было предусмотрено всего 800 мест. За приемку и дальнейшее развитие объекта в те годы отвечал Горком профсоюза нефтяников, за счет чего стадион и получил свое название.
Поскольку он был единственным, а значит, и главным спортивным объектом города, модернизация не заставила себя ждать. Уже в 1956 завершилась первая реконструкция. Она заключалась в расширении общей площади и строительстве восточных трибун – теперь суммарное количество мест увеличилось до 1200. А еще здесь же возвели вышку для прыжков с парашютом – не самый типичный спортивный объект.
«Ну а что же спидвей?» – спросите вы. А спидвея в городе не было больше 10 лет. Мототрек на стадионе появился в 1962 году, и практически сразу стал полем для борьбы между советскими и австрийскими спидвеистами. Причем местной команды на тот момент даже не существовало. Она была образована только в 1963 году и состояла из спортсменов не только из самого Октябрьского, но и из Уфы. Под ее нужды и было проведено дальнейшее оборудование здешней гаревой дорожки. Произошло это в рамках масштабной модернизации, прошедшей в 1965-1966 годах. В этот период были отстроены западная и восточная трибуны, оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки, площадка для игры в городки и сектора для занятий и соревнований по легкой атлетике. А еще наконец-то возведены здания, где разместились раздевалки и прокат оборудования. В результате общее число посадочных мест возросло до 5000.
Несмотря на то, что на «Нефтянике» одновременно развивались самые разные направления вплоть до хоккея с мячом, спидвейная команда входила в структуру стадиона и была очень важным субъектом для местного спорта.
Застой и новый расцвет
Сколь стремительным был расцвет стадиона, столь же внезапным и продолжительным период застоя. Фактически после крупной реконструкции в 1960-х при СССР он уже не обновлялся, хотя в Октябрьском в итоге даже сформировалась полноценная «своя» команда. Произошло это в 1970. Сперва это был мотоклуб «Буровик» при «Туймазабурнефти», а потом, начиная с 1972 – команда «Нефтяник», поддерживаемая «Башнефтью». И, к слову, именно в 70-х она добилась первых успехов, а в начале 80-х даже получила бронзовую и серебряную медали в Командном чемпионате СССР, а ее участники стали призерами Чемпионата РСФСР – Личного чемпионата по гонкам на гаревой дорожке. Но дальше все было не столь радужно, как в самом начале.
Если вы читали наши прошлые материалы, то, наверняка, заметили пару закономерностей:
- Жизнь стадиона, точнее, конкретно спидвейного трека, напрямую зависит от жизни команды. И если у команды есть проблемы с финансированием, то и трасса постепенно начинает «угасать».
- Распад СССР оказался серьезным ударом для всего спорта и спидвея в частности.
К счастью, части проблем «Нефтянику» удалось избежать. Определенные сложности для команды, конечно, были. Например, с 1991 года она сменила название на «Строитель», поскольку сменился и генеральный спонсор. К слову, под этой вывеской она трижды подряд становилась серебряным чемпионом России. Но в контексте данного материала куда интереснее другой момент. В 1992 году стадион был передан в собственность города. Приемка-передача осуществлялась вплоть до 1994 года. И, к счастью, все это было не зря. Понимая всю его значимость для города, правительство начало активно восстанавливать стадион после огромного перерыва. Наиболее масштабная модернизация стартовала в 1996, а ее целью было приведение состояния и технического оснащения в соответствие с актуальными стандартами FIM, чтобы получить возможность проводить международные состязания. В результате трек был расширен, на стадионе появилась судейская кабина и смонтированы световые судейские сигналы.
Этого хватило на первое время, но руководство на достигнутом не остановилось. В 1998 началась масштабная реконструкция трибун, в рамках которой все деревянные конструкции, оставшиеся с прошлых времен, решили заменить на более современные и надежные железобетонные или стальные. Продолжалась она до 2001 года. А к 2006, к 60-летию Октябрьского, все 5000 деревянных мест на трибунах, наконец, были заменены комфортными пластиковыми креслами.
И еще один знаковый момент в его жизни произошел в 2009: «Нефтяник» был объединен с «Детско-юношеской спортивной школой №4». С одной стороны, это решение для спидвея оказалось достаточно спорным: после него администрация ринулась активно развивать детский и юношеский футбол и реконструировать футбольное поле. С другой, несмотря на фактическую смену руководящего состава, гонки на гаревой дорожке не пострадали. Они как проводились регулярно ранее, так и проводятся до сих пор, а сам стадион за минувшие годы неоднократно занимал высокие места в масштабных конкурсах на звание лучшего спортивного сооружения и вообще занимает центральное место не только в спортивной, но и в культурно-развлекательной жизни города. Например, каждую зиму здесь заливают каток (но при этом, в отличие от других стадионов, не организуют гонки по ледовому спидвею).
Что в итоге?
А в итоге достаточно взглянуть на официальный календарь спидвейных соревнований национального масштаба, чтобы окончательно убедиться в том, что «Нефтяник» в Октябрьском, как и 70 лет назад, является не только самым значимым стадионом в масштабах города, но и всей страны. Ведь на нем ежегодно проводятся спидвейные состязания масштабов Личного и Командного чемпионата России, а также Командное и Личное первенства U-21, Командный кубок России и другие, менее масштабные гонки.