Лембергу – 85: кто возродит спидвей в Санкт-Петербурге?
Генрих Лемберг. У большинства современных российских любителей спидвея это имя не вызовет абсолютно никаких эмоций. Более осведомленные предположат, что это некий иностранец, может немец, может швед, который, видимо, занимался спидвеем. При этом Эмиля Сайфутдинова они все знают, и очень многие знают, что Эмиль не только пытается стать чемпионом мира, но и пытается возродить спидвей в Санкт-Петербурге.
Довольно странное словосочетание «возродить спидвей в СПБ». А разве там он был? Он был в Ленинграде! Именно там родился, вырос, прославился на весь мир. А в «бандитском Санкт-Петербурге» как раз умер. И хотя СПб уже не бандитский, возродить спидвей в нем все так же немыслимо трудно, гораздо труднее, чем построить новую арену для футбола, стоимостью в несколько миллиардов. Хотя для спидвея арену строить не надо, она же еще есть! Надо только очистить от археологических наслоений постсоветского периода. Обновить дорожку, трибуны, поставить новый забор,… Но это уже другая тема.
Итак, Сайфутдинова знают все, а кто такой Лемберг не знает никто. И не знает, что если бы не было Лемберга, не было бы и Сайфутдинова! Если бы не было Лемберга, не было бы спидвея в СССР!
Последнее, конечно, преувеличение, но доля правды в этом есть. Все знают, что отец советского спидвея – ЗМС и ЗТР СССР Владимир Иванович Карнеев, что первые соревнования по спидвею в СССР состоялись 10-12 июня 1958 года на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И.Ленина (Москва, Лужники).
Но в этих исторических гонках выступило 16 гонщиков, которых персонально отобрал и пригласил в Москву В.И.Карнеев. Пригласил официально, через ЦАМК СССР, который послал приглашения в областные комитеты ДОСААФ и спорткомитеты при органах исполнительной власти городов и областей, автономных и союзных республик.
И вот, в числе этих шестнадцати оказался человек, которого звали Генрих Лемберг.
Родился 18 февраля 1933 года в Ленинграде. В конце 40-х годов занялся мотоспортом. Участвовал в соревнованиях по различным видам мотоспорта, которые тогда культивировались в СССР, а Ленинград был одной из столиц советского мотоспорта, наряду с Москвой. Участвовал в гонках по льду, которые в северной столице в середине 50-х годов ХХ века проводились на льду пруда в раке ЦКПФО имени Кирова в Ленинграде.
Именно в те годы, когда великий москвич В.И.Карнеев жил в Ленинграде, продвигал и строил первый в СССР мототрек для соревнований по спидвею. Сейчас все детали не помнит и сам Генрих Исидорович Лемберг, но случилось так, что юный Гена Лемберг попал в поле зрения Карнеева.
Летом 1955 года Владимир Иванович Карнеев сагитировал руководство ленинградского стадиона имени С.М.Кирова – на тот момент одного из двух крупнейших стадионов Советского Союза, - на проведение на гаревой дорожке в перерыве между таймами футбольного матча, показательных выступлений мотогонщиков. Владимир Карнеев выбрал для участия в этих гонках несколько гонщиков, в числе которых оказался и отважный Лемберг.
Показательные выступления вылились в настоящие, азартные гонки, мотогонщики перепахали гаревую дорожку, руководство стадиона пришло в ужас, и больше подобных «показательных выступлений» проводить не пожелало. Многим ли участникам этой гонки такой спидвей на ипподромных и кроссовых мотоциклах понравился, сказать трудно. Но Генриху Лембергу этот новый вид понравился, и когда через три года В.И.Карнеев пригласил его в Москву, на первые соревнования по спидвею на настоящих спидвейных мотоциклах ЭСО-500 (Чехословакия) и ФИС (Польша), он немедленно примчался в столицу.
И вот три дня июньских гонок 1958 года позади. Первое место занял москвич Виктор Кузнецов, второе – уфимец Борис Самородов, третье – ленинградец Андрей Дежинов. Замкнул первую десятку Генрих Лемберг. В одной из трех гонок его результат был еще выше – седьмое место.
Таким образом, не очень известный в 50-е годы даже в Ленинграде Генрих Лемберг «вдруг» оказался одним из десяти лучших мотогонщиков СССР в новой для страны дисциплине мотоспорта – мотогонках по гаревой дорожке.
Прошло три года. Спидвей в СССР приобрел невиданную популярность. Трека в Ленинграде, где его начали строить раньше всех в СССР, все еще нет. Но Ленинград уже закрепился на карте советского спидвея. Андрей Дежинов полностью вернулся в мотокросс, а на гаревой дорожке северную столицу представляет один-единственный гонщик – Генрих Лемберг.
И этот единственный гонщик из города, где все еще нет гаревой дорожки, пробивается в финал личного чемпионата СССР, который проходит в Уфе, и занимает в нем 10-е место! Снова в первой десятке! Позади него Габдрахман Кадыров и Виктор Трофимов. Конечно, далеко еще не те звезды, которыми стали потом. Но оба имели несравненно большую практику, чем Лемберг, однако оказались позади.
Кстати, Лемберг в финале Союза-61 набрал 6 очков, как и победитель московских гонок 1958 года Виктор Кузнецов, который в итоговом протоколе оказался на одну строчку выше. А через неделю в Уфе Лемберг занял девятое место в финальных соревнованиях III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта.
На следующий год состоялся первый лично-командный чемпионат СССР по спидвею, в котором играющим тренером ленинградской «Невы» был Генрих Лемберг. Команда заняла 10-е место, а ее лидер Лемберг стал 20-м по количеству набранных очков среди более, чем 90 участников.
Прошло четыре года, за которые в истории ленинградского спидвея произошли невиданные изменения. В 1964 году наконец открылся мототрек, спидвей получил невиданную финансовую поддержку. В 1966 году команда «Нева», в составе которой выступал и Генрих Лемберг, стала чемпионом СССР, в очной встрече победив двукратного на тот момент чемпиона страны уфимскую «Башкирию». Через год «Башкирия» взяла реванш, а на второе место вышел «Салават», но на третью ступеньку пьедестала поднялась «Нева». В обоих случаях, свою лепту в победу родной команды внес Генрих Лемберг. В 1967 году в Ленинграде состоялась встреча «Невы» с легендарным британским клубом «Белл Вью» из Манчестера, в которой приняли участие два одногодка – Ове Фундин и Генрих Лемберг. Разумеется, был он в составе родной команды и во время ее ответных визитов на Британские острова.
Пришло время – Лемберг перешел на тренерскую работу, получив за свою гоночную деятельность почетный знак ЦК ДОСААФ СССР. Сначала был верным соратником Юлия Подвального, а постепенно дорос до старшего тренера «Невы», превратившейся в конце 70-х в «Баррикаду». Считать, сколько медалей завоевали гонщики Ленинграда под его руководством, пока никто не пробовал, но наверняка немало. Хотя время было уже другое, спидвей стал привычным и обычным для города на Неве видом спорта, и такой волны талантов, как в середине 60-х, Ленинграду уже не приносил.
Сегодня Генриху Исидоровичу Лембергу исполняется 85 лет. Ветеран по-прежнему держит руку на пульсе спидвея, все знает и следит за всем, что в нем происходит, мечтает о возрождении ленинградского спидвея. Желаем ему дождаться этого счастливого момента, и всего, что для этого потребуется – крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Автор: Николай Ермоленко
Фото из архива Н. Ермоленко
Ирина Горькова - по материалам пресс-службы МФР