Легендарные трассы в России: ADM Raceway (Мячково)
14.12.2023

Легендарные трассы в России: ADM Raceway (Мячково)

Если говорить в разрезе современных мотогонок, то подмосковную трассу АДМ «Мячково» может быть сложно назвать по-настоящему легендарной. Особенно, если напрямую сравнивать ее с конкурентами в лице Moscow Raceway или «Игоры Драйв». Однако в российском профессиональном мотоспорте она все же успела сыграть достаточно важную роль и получить громкий титул. А еще это – один из доступных вариантов для тренировки, в том числе для гонщиков-любителей, которые ищут точки входа в серьезный спорт. В общем, даже несмотря на то, что в крупных чемпионатах трасса сейчас не участвует, упускать ее из вида в цикле материалов о наиболее значимых треках для мотогонок в России было бы просто неправильно.

С чего и когда все началось

А началось все больше 20 лет назад, в 2002 году. Изначально на большой территории в 128,5 га в километре от подмосковного села Верхнее Мячково и в 16 км от МКАД располагался аэродром «Мячково». Он, в свою очередь, берет свое начало в далеких 1940-х, когда здесь базировался отряд антарктической авиации. Позднее, ближе к 90-м, штат насчитывал уже 4 отряда из самолетов и вертолетов, занимавшихся аэрофотосъемкой, разведкой нефти и газа и авиационными работами по России и в ближнем зарубежье. Однако в начале нулевых к администрации аэропорта обратился Владимир Юрьевич Цельмин, будущий руководитель Федерации автомобильного спорта Московской области, который предложил организовать на части территории аэродрома автодром.

Предложение это было сделано далеко не случайно: в России просто не было хороших треков для кольцевых авто- и мотогонок за исключением «Невского кольца», еще того самого, которое огибало стадион имени Кирова. Идея была тепло принята и, получив разрешения от Министерства транспорта и заручившись поддержкой Игоря Васильевича Коновалова (судьи всероссийской категории, на тот момент председателя комитета по трековым и ледовым гонкам, а ныне – действующего председателя комиссии по шоссейно-кольцевым гонкам МФР), он приступил к реализации проекта. И, надо сказать, работы предстояло чрезвычайно много. Несмотря на то, что аэродром на тот момент эксплуатировался, выданная территория находилась в плачевном состоянии. Существовавшие части взлетно-посадочной полосы и вертолетных площадок были разбиты, а для того, чтобы превратить набор прямых взлетно-посадочных полос и прямоугольников вертолетных площадок в интересную трассу, нужно было уложить новый асфальт. Но перед этим еще и осушить территорию.

Первая версия трассы АДМ Мячково

К счастью, реализовывать проект пришлось не собственноручно – инициативу поддержал не только Минтранс, выделивший ресурсы на асфальтирование трассы, но и «Ногинский Автодор», а также руководители нескольких гоночных автомобильных мероприятий. Совместными трудами трасса была отстроена всего за два месяца. Интересно, что проект в итоге оказался выгоден не только спортсменам, но и администрации аэродрома: после реконструкции взлетно-посадочной полос и рулежных дорожек он получил лицензию на полеты. Первые же гонки прошли на обновленной трассе в Мячково уже в июне 2002.

Интересно, что организация автодрома абсолютно не мешала работе аэродрома. На нем в течение недели, в перерывах между гоночными событиями, проводились свои мероприятия. И автомобилисты с пилотами не просто отлично уживались друг с другом, но и проводили совместные события. Например, сажали самолет в перерывах между гонками, приводя зрителей-автолюбителей в восторг, или организовывали совместные ярмарки и праздники. Да, про мотоциклистов пока речи не шло – балом правили исключительно автолюбители и, если можно так сказать, авто-профессионалы. Но продлилось это достаточно недолго. Первое крупное мотоциклетное соревнование прошло здесь в 2004. Причем не какое-то локальное, а полновесный Чемпионат России в трех классах.

На этом моменте стоит сделать небольшое отступление и уточнить пару моментов, которые для современного любителя мотоспорта, особенно для молодого, могут показаться по-настоящему удивительными.

  1. Состояние трассы. Если вы читали прошлые материалы нашего цикла про легендарные мото-трассы России, то знаете, что на строительство многих уходил не один год. И даже, чтобы реконструировать уже имевшийся, фактически готовый, трек, приходилось тратить несколько месяцев. Трассу в Мячково организовали всего за два месяца, и это была именно только трасса. Ни боксов, ни даже трибун на территории не было. Первое время перед сезоном крупных соревнований их наскоро строили, а затем разбирали, чтобы не мешать самолетам. С безопасностью также все было не очень хорошо. Возможно, именно поэтому мотогонки обосновались здесь далеко не сразу. Вообще, даже несмотря на масштабность, разнообразие и статус здешних мероприятий, автодром носил статус временной трассы, то есть соревнования проходили практически на любительском уровне.
  2. Несмотря на полное отсутствие инфраструктуры, у спортсменов трасса все равно пользовалась огромной популярностью. И причина этому была чрезвычайно проста: знаменитое «Невское кольцо», которое до этого было ведущей трассой для кольцевых автогонок в России, доживало свои годы. В 2006 оно закрылось на реконструкцию, а затем было окончательно снесено. Так во многом неидеальная трасса в Мячково, в народе именовавшаяся «Московским кольцом», а среди спортсменов просто «Мячиком», получила статус главного российского трека. Да, отдельные события проводились и на других трассах, но все же самые крупные так или иначе попадали именно сюда. Точнее, стали попадать после закрытия трека в Санкт-Петербурге.

И еще одно примечание: начало нулевых, на которое и пришлось становление «Мячково», вообще можно считать эпохой становления российских кольцевых гонок. По крайней мере, гонок на мотоциклах, а окончательное понимание того, как они должны выглядеть, а также ресурсы на это, пришли гораздо позже. Но главное, что начало было успешно положено.

Первая конфигурация и последующие модернизации

Одни из первых мотозаездов на трассе в Мячково

Собственно, первая версия трека в Мячково была проложена так, чтобы соединить уже имевшиеся на аэродроме элементы. Получилось весьма интересно. Особенно удалась змейка, соединявшая вертолетные площадки – она добавляла динамики и, по словам организаторов, особенно нравилась мотогонщикам.

Что же до основных параметров первой версии трека, то они получились следующими:

  • Движение – против часовой стрелки. Обратного движения нет.
  • Одна конфигурация длиной в максимальной конфигурации – 2400 м,
  • Ширина – от 8,5 до 34 м.
  • Число поворотов – 12.

Кстати, несмотря на временный статус, трассе все же удалось получить 1 категорию РАФ, поэтому соревнований, тест-драйвов и других автомобильных мероприятий проводилось тут достаточно много. Но в контексте сегодняшнего материала нас интересует не это, а роль в жизни отечественного мотоспорта. И о ней мы обязательно поговорим, но чуть позже, поскольку долго в первоначальном варианте трасса не просуществовала.

Дальнейший прогресс

В 2004 году в работе аэродрома были выявлены нарушения, которые закончились падением самолета. Аэродром временно прекратил работу, что открыло возможность для реконструкции трассы, которую в том же году отделили забором от территории аэродрома. К делу подошли крайне серьезно, поскольку автодром уже имел вес в сообществе спортсменов и к организации соревнований предъявлялись все более строгие требования. В 2005 заложили новую основу трассы, в 2006 полностью перестелили асфальт в два слоя, обустроили зоны вылета и бордюры и, что немаловажно, позаботились о комфорте зрителей и участников. Так на территории автодрома появились боксы, пит-билдинг, рейс-контроль, трибуны и несколько залов, в том числе, для вип-гостей, инструктажей и семинаров. Претерпела изменения и конфигурация трассы. Теперь это была уже не череда соединенных в кольцо существовавших элементов, а по-хорошему проработанный трек с несколькими конфигурациями (на схеме обновленный трек показан красным, старый, изначальный - коричневым).

Первая и вторая конфигурации трассы ADM Raceway (Мячково)

«Вторая ревизия» выглядела следующим образом:

  • Основное направление движения – по часовой стрелке, но есть возможность обратной конфигурации.
  • Длина основной конфигурации – 3275 м.
  • Дополнительные конфигурации.
  • Ширина трассы – от 9 до 12 м.
  • Число поворотов – 16.

Плюс:

  • 18 боксов суммарной площадью 1764 м2.
  • 2 конференц-зала,
  • Мини-трибуна на 100 мест + 2 основные трибуны на 3500 мест.
  • Гостевой дом на 8 номеров.
  • Ресторан на 30 мест.
  • 2 ангара под склад.

Официальное открытие трека под новым именем ADM Raceway состоялось в июне 2006, и именно в этой конфигурации он эксплуатировался больше всего. И на этот период пришелся его расцвет. Соревнования постепенно обрели крутых спонсоров, яркие шоу, регулярные трансляции по центральным каналам и, что самое главное, тысячную «живую» аудиторию. А еще они вышли на новый уровень, начав собирать спортсменов не только со всей России, но и из других стран.

Третья итерация

Но и на этом, к счастью, развитие автодрома не остановилось. В новой инкарнации он проработал еще 10 лет, пока, наконец, в 2016 году снова не закрылся на реконструкцию. Еще более глобальную. Например, старый асфальт сняли до бетона, а число возможных конфигураций дополнили таким образом, чтобы было возможно одновременно проводить соревнования и тренировки по разным дисциплинам. Изначально планировалось, что трасса снова примет участников и зрителей в 2017, но из-за объемов работы сделать это удалось только в 2018. Причем официальное открытие не означало прекращение работы – дополнительное оснащение продолжало достраиваться и модернизироваться и после начала сезона. Позаботились и о безопасности участников, и о комфорте зрителей, расширив трибуны, и о работе СМИ.

Конфигурация ADM Raceway (Мячково) в 2018

Актуальная на сегодняшний день конфигурация автодрома:

  • Общая площадь участка – 128,5 га
  • Постоянная трасса, соответствующая требованиям FIA Grade
  • Длина наибольшей конфигурации 3240 м.
  • Ширина – 9-15 м.
  • 14 поворотов.
  • Основное движение – против часовой стрелки (есть возможность гонки в обратном направлении).
  • Большая гибкость конфигурации за счет большого количества срезов.

Плюс:

  • Мультидром внутри большого кольца: 6 автомобильных, мотокроссовая, автокроссовая и мотоциклетная конфигурация, одобренная МФР.
  • 21 бокс общей площадью 2055 м2.
  • 2 конференц-зала.
  • 2 трибуны на 1500 и 7500 мест + смотровая площадка на 3 этаже.
  • Картинг центр.

Непосредственно конфигурация мото-трассы, принятая МФР в 2020 году после ряда доработок представляет собой трек длиной 2684 метра с 14 поворотами.

Почему ADM Raceway – это все-таки легендарная трасса для российского мотоспорта?

Чемпионат RSBK на ADM Raceway (Мячково)

На протяжении всего рассказа отчетливо сквозит мысль, что автодром строился силами любителей автоспорта и, по большей части, для таких же любителей и профессионалов от автогонок. Да и сейчас на треке не проводится крупных соревнований по мотогонкам, только регулярные трек-дни и заезды в рамках мотошколы – последнее масштабное событие в виде этапа любительского кубка MOTO.MSK.CUP прошло здесь в сентябре 2022. Однако отрицать всю важность влияния трассы «Мячково» на отечественные шоссейно-кольцевые мотогонки просто невозможно.

Во-первых, эта трасса стала первой в России, где вообще можно было организовать официальные всероссийские соревнования по супербайку и другим ШКМГ. На всякий случай напомним, что легендарное «Невское кольцо» хоть и обязано своим появлением мотогонщикам, но все же эксплуатировалось только для автогонок, а других подобных треков в начале нулевых в стране просто не существовало.

Во-вторых, именно она помогла сделать качественный скачок для всего сообщества от любительских мотоклубов, работающих за свои деньги, к появлению настоящих профессиональных команд. Да и, можно сказать, сам формат соревнований по ШКМГ был обкатан и окончательно сформирован именно здесь.

И, наконец, в-третьих, именно «Мячково» стало колыбелью для одних из самых крутых и вообще первых «официально профессиональных» российских пилотов шоссейно-кольцевых гонок, которые не только сами удостоились ряда престижных наград (в том числе на мировой сцене), но и со временем перешли к воспитанию подрастающего поколения, не заставшего настоящего рассвета (и расцвета) ШКМГ в стране. Среди таких имен – Владимир Леонов, Сергей Крапухин, Максим Киселев, Андрей Марцевич и ряд других гонщиков, многократно всходивших на местный подиум.

В общем, можно без преувеличения утверждать, что если бы не «Мячково», возможно, российских ШКМГ и многих именитых пилотов могло просто не существовать. И, конечно, немного обидно, что за последние годы трек основательно сдал позиции в плане крупных мотосостязаний. Но кто знает, может быть, подрастающее поколение, которое сейчас раскатывает асфальт в местной мотошколе или на мото трек-днях, совсем скоро блеснет в ведущих чемпионатах страны, а сама трасса – снова примет один из их этапов.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ