Легендарные трассы в России: ADM Raceway (Мячково)
Если говорить в разрезе современных мотогонок, то подмосковную трассу АДМ «Мячково» может быть сложно назвать по-настоящему легендарной. Особенно, если напрямую сравнивать ее с конкурентами в лице Moscow Raceway или «Игоры Драйв». Однако в российском профессиональном мотоспорте она все же успела сыграть достаточно важную роль и получить громкий титул. А еще это – один из доступных вариантов для тренировки, в том числе для гонщиков-любителей, которые ищут точки входа в серьезный спорт. В общем, даже несмотря на то, что в крупных чемпионатах трасса сейчас не участвует, упускать ее из вида в цикле материалов о наиболее значимых треках для мотогонок в России было бы просто неправильно.
С чего и когда все началось
А началось все больше 20 лет назад, в 2002 году. Изначально на большой территории в 128,5 га в километре от подмосковного села Верхнее Мячково и в 16 км от МКАД располагался аэродром «Мячково». Он, в свою очередь, берет свое начало в далеких 1940-х, когда здесь базировался отряд антарктической авиации. Позднее, ближе к 90-м, штат насчитывал уже 4 отряда из самолетов и вертолетов, занимавшихся аэрофотосъемкой, разведкой нефти и газа и авиационными работами по России и в ближнем зарубежье. Однако в начале нулевых к администрации аэропорта обратился Владимир Юрьевич Цельмин, будущий руководитель Федерации автомобильного спорта Московской области, который предложил организовать на части территории аэродрома автодром.
Предложение это было сделано далеко не случайно: в России просто не было хороших треков для кольцевых авто- и мотогонок за исключением «Невского кольца», еще того самого, которое огибало стадион имени Кирова. Идея была тепло принята и, получив разрешения от Министерства транспорта и заручившись поддержкой Игоря Васильевича Коновалова (судьи всероссийской категории, на тот момент председателя комитета по трековым и ледовым гонкам, а ныне – действующего председателя комиссии по шоссейно-кольцевым гонкам МФР), он приступил к реализации проекта. И, надо сказать, работы предстояло чрезвычайно много. Несмотря на то, что аэродром на тот момент эксплуатировался, выданная территория находилась в плачевном состоянии. Существовавшие части взлетно-посадочной полосы и вертолетных площадок были разбиты, а для того, чтобы превратить набор прямых взлетно-посадочных полос и прямоугольников вертолетных площадок в интересную трассу, нужно было уложить новый асфальт. Но перед этим еще и осушить территорию.
К счастью, реализовывать проект пришлось не собственноручно – инициативу поддержал не только Минтранс, выделивший ресурсы на асфальтирование трассы, но и «Ногинский Автодор», а также руководители нескольких гоночных автомобильных мероприятий. Совместными трудами трасса была отстроена всего за два месяца. Интересно, что проект в итоге оказался выгоден не только спортсменам, но и администрации аэродрома: после реконструкции взлетно-посадочной полос и рулежных дорожек он получил лицензию на полеты. Первые же гонки прошли на обновленной трассе в Мячково уже в июне 2002.
Интересно, что организация автодрома абсолютно не мешала работе аэродрома. На нем в течение недели, в перерывах между гоночными событиями, проводились свои мероприятия. И автомобилисты с пилотами не просто отлично уживались друг с другом, но и проводили совместные события. Например, сажали самолет в перерывах между гонками, приводя зрителей-автолюбителей в восторг, или организовывали совместные ярмарки и праздники. Да, про мотоциклистов пока речи не шло – балом правили исключительно автолюбители и, если можно так сказать, авто-профессионалы. Но продлилось это достаточно недолго. Первое крупное мотоциклетное соревнование прошло здесь в 2004. Причем не какое-то локальное, а полновесный Чемпионат России в трех классах.
На этом моменте стоит сделать небольшое отступление и уточнить пару моментов, которые для современного любителя мотоспорта, особенно для молодого, могут показаться по-настоящему удивительными.
- Состояние трассы. Если вы читали прошлые материалы нашего цикла про легендарные мото-трассы России, то знаете, что на строительство многих уходил не один год. И даже, чтобы реконструировать уже имевшийся, фактически готовый, трек, приходилось тратить несколько месяцев. Трассу в Мячково организовали всего за два месяца, и это была именно только трасса. Ни боксов, ни даже трибун на территории не было. Первое время перед сезоном крупных соревнований их наскоро строили, а затем разбирали, чтобы не мешать самолетам. С безопасностью также все было не очень хорошо. Возможно, именно поэтому мотогонки обосновались здесь далеко не сразу. Вообще, даже несмотря на масштабность, разнообразие и статус здешних мероприятий, автодром носил статус временной трассы, то есть соревнования проходили практически на любительском уровне.
- Несмотря на полное отсутствие инфраструктуры, у спортсменов трасса все равно пользовалась огромной популярностью. И причина этому была чрезвычайно проста: знаменитое «Невское кольцо», которое до этого было ведущей трассой для кольцевых автогонок в России, доживало свои годы. В 2006 оно закрылось на реконструкцию, а затем было окончательно снесено. Так во многом неидеальная трасса в Мячково, в народе именовавшаяся «Московским кольцом», а среди спортсменов просто «Мячиком», получила статус главного российского трека. Да, отдельные события проводились и на других трассах, но все же самые крупные так или иначе попадали именно сюда. Точнее, стали попадать после закрытия трека в Санкт-Петербурге.
И еще одно примечание: начало нулевых, на которое и пришлось становление «Мячково», вообще можно считать эпохой становления российских кольцевых гонок. По крайней мере, гонок на мотоциклах, а окончательное понимание того, как они должны выглядеть, а также ресурсы на это, пришли гораздо позже. Но главное, что начало было успешно положено.
Первая конфигурация и последующие модернизации
Собственно, первая версия трека в Мячково была проложена так, чтобы соединить уже имевшиеся на аэродроме элементы. Получилось весьма интересно. Особенно удалась змейка, соединявшая вертолетные площадки – она добавляла динамики и, по словам организаторов, особенно нравилась мотогонщикам.
Что же до основных параметров первой версии трека, то они получились следующими:
- Движение – против часовой стрелки. Обратного движения нет.
- Одна конфигурация длиной в максимальной конфигурации – 2400 м,
- Ширина – от 8,5 до 34 м.
- Число поворотов – 12.
Кстати, несмотря на временный статус, трассе все же удалось получить 1 категорию РАФ, поэтому соревнований, тест-драйвов и других автомобильных мероприятий проводилось тут достаточно много. Но в контексте сегодняшнего материала нас интересует не это, а роль в жизни отечественного мотоспорта. И о ней мы обязательно поговорим, но чуть позже, поскольку долго в первоначальном варианте трасса не просуществовала.
Дальнейший прогресс
В 2004 году в работе аэродрома были выявлены нарушения, которые закончились падением самолета. Аэродром временно прекратил работу, что открыло возможность для реконструкции трассы, которую в том же году отделили забором от территории аэродрома. К делу подошли крайне серьезно, поскольку автодром уже имел вес в сообществе спортсменов и к организации соревнований предъявлялись все более строгие требования. В 2005 заложили новую основу трассы, в 2006 полностью перестелили асфальт в два слоя, обустроили зоны вылета и бордюры и, что немаловажно, позаботились о комфорте зрителей и участников. Так на территории автодрома появились боксы, пит-билдинг, рейс-контроль, трибуны и несколько залов, в том числе, для вип-гостей, инструктажей и семинаров. Претерпела изменения и конфигурация трассы. Теперь это была уже не череда соединенных в кольцо существовавших элементов, а по-хорошему проработанный трек с несколькими конфигурациями (на схеме обновленный трек показан красным, старый, изначальный - коричневым).
«Вторая ревизия» выглядела следующим образом:
- Основное направление движения – по часовой стрелке, но есть возможность обратной конфигурации.
- Длина основной конфигурации – 3275 м.
- Дополнительные конфигурации.
- Ширина трассы – от 9 до 12 м.
- Число поворотов – 16.
Плюс:
- 18 боксов суммарной площадью 1764 м2.
- 2 конференц-зала,
- Мини-трибуна на 100 мест + 2 основные трибуны на 3500 мест.
- Гостевой дом на 8 номеров.
- Ресторан на 30 мест.
- 2 ангара под склад.
Официальное открытие трека под новым именем ADM Raceway состоялось в июне 2006, и именно в этой конфигурации он эксплуатировался больше всего. И на этот период пришелся его расцвет. Соревнования постепенно обрели крутых спонсоров, яркие шоу, регулярные трансляции по центральным каналам и, что самое главное, тысячную «живую» аудиторию. А еще они вышли на новый уровень, начав собирать спортсменов не только со всей России, но и из других стран.
Третья итерация
Но и на этом, к счастью, развитие автодрома не остановилось. В новой инкарнации он проработал еще 10 лет, пока, наконец, в 2016 году снова не закрылся на реконструкцию. Еще более глобальную. Например, старый асфальт сняли до бетона, а число возможных конфигураций дополнили таким образом, чтобы было возможно одновременно проводить соревнования и тренировки по разным дисциплинам. Изначально планировалось, что трасса снова примет участников и зрителей в 2017, но из-за объемов работы сделать это удалось только в 2018. Причем официальное открытие не означало прекращение работы – дополнительное оснащение продолжало достраиваться и модернизироваться и после начала сезона. Позаботились и о безопасности участников, и о комфорте зрителей, расширив трибуны, и о работе СМИ.
Актуальная на сегодняшний день конфигурация автодрома:
- Общая площадь участка – 128,5 га
- Постоянная трасса, соответствующая требованиям FIA Grade
- Длина наибольшей конфигурации 3240 м.
- Ширина – 9-15 м.
- 14 поворотов.
- Основное движение – против часовой стрелки (есть возможность гонки в обратном направлении).
- Большая гибкость конфигурации за счет большого количества срезов.
Плюс:
- Мультидром внутри большого кольца: 6 автомобильных, мотокроссовая, автокроссовая и мотоциклетная конфигурация, одобренная МФР.
- 21 бокс общей площадью 2055 м2.
- 2 конференц-зала.
- 2 трибуны на 1500 и 7500 мест + смотровая площадка на 3 этаже.
- Картинг центр.
Непосредственно конфигурация мото-трассы, принятая МФР в 2020 году после ряда доработок представляет собой трек длиной 2684 метра с 14 поворотами.
Почему ADM Raceway – это все-таки легендарная трасса для российского мотоспорта?
На протяжении всего рассказа отчетливо сквозит мысль, что автодром строился силами любителей автоспорта и, по большей части, для таких же любителей и профессионалов от автогонок. Да и сейчас на треке не проводится крупных соревнований по мотогонкам, только регулярные трек-дни и заезды в рамках мотошколы – последнее масштабное событие в виде этапа любительского кубка MOTO.MSK.CUP прошло здесь в сентябре 2022. Однако отрицать всю важность влияния трассы «Мячково» на отечественные шоссейно-кольцевые мотогонки просто невозможно.
Во-первых, эта трасса стала первой в России, где вообще можно было организовать официальные всероссийские соревнования по супербайку и другим ШКМГ. На всякий случай напомним, что легендарное «Невское кольцо» хоть и обязано своим появлением мотогонщикам, но все же эксплуатировалось только для автогонок, а других подобных треков в начале нулевых в стране просто не существовало.
Во-вторых, именно она помогла сделать качественный скачок для всего сообщества от любительских мотоклубов, работающих за свои деньги, к появлению настоящих профессиональных команд. Да и, можно сказать, сам формат соревнований по ШКМГ был обкатан и окончательно сформирован именно здесь.
И, наконец, в-третьих, именно «Мячково» стало колыбелью для одних из самых крутых и вообще первых «официально профессиональных» российских пилотов шоссейно-кольцевых гонок, которые не только сами удостоились ряда престижных наград (в том числе на мировой сцене), но и со временем перешли к воспитанию подрастающего поколения, не заставшего настоящего рассвета (и расцвета) ШКМГ в стране. Среди таких имен – Владимир Леонов, Сергей Крапухин, Максим Киселев, Андрей Марцевич и ряд других гонщиков, многократно всходивших на местный подиум.
В общем, можно без преувеличения утверждать, что если бы не «Мячково», возможно, российских ШКМГ и многих именитых пилотов могло просто не существовать. И, конечно, немного обидно, что за последние годы трек основательно сдал позиции в плане крупных мотосостязаний. Но кто знает, может быть, подрастающее поколение, которое сейчас раскатывает асфальт в местной мотошколе или на мото трек-днях, совсем скоро блеснет в ведущих чемпионатах страны, а сама трасса – снова примет один из их этапов.