Самые значимые треки для ледового спидвея в России: стадион Металлург (Каменск-Уральский)
30.01.2025

Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Металлург

Про Каменск-Уральский стадион «Металлург», при всей его значимости для отечественного мотоспорта, говорить достаточно сложно. По какой-то причине исторических данных о его становлении и развитии сохранилось достаточно мало. И даже официальный сайт, в отличие от подавляющего большинства «конкурентов», не содержит исторической выдержки, с гордостью рассказывающей о перипетиях, которые спортивному объекту пришлось пережить, чтобы дойти до наших дней. Но, тем не менее, рассказать о нем стоит хотя бы вкратце, и сейчас для этого, пожалуй, самый подходящий момент. Почему? Узнаете в нашей статье.

Где находится

Начнем с уже сложившейся традиции – указания месторасположения стадиона, о котором и пойдет речь далее. Сделать это стоит ради того, чтобы окончательно обозначить истинного героя статьи (все-таки название у него не самое оригинальное, и в других городах есть свои «Металлурги»), а также на случай, если вы захотите посетить одну из гонок.

Стадион «Металлург» расположен по адресу Свердловская обл., Каменск-Уральский, ул. Октябрьская, д.1. Точные координаты: 56.381130, 61.988019.

На фото со спутника он выглядит следующим образом:

Стадион Металлург (Каменск-Уральский) фото со спутника

С чего все началось?

На этот крайне важный для истории вопрос, к сожалению, нет подробного и точного ответа. Однозначно известно, что стадион – очередной пример наследия ушедшей эпохи. Спортивный объект был отстроен в далеком 1951 году, и свое название получил абсолютно не случайно – все-таки в те годы Каменск-Уральский был одним из центральных городов в советской металлургии. В том числе, благодаря Уральскому алюминиевому заводу (УАЗ), основанному еще в 1939 и долгое время остававшимся главным (а порой и единственным) заводом по производству алюминия в стране. Ему-то и принадлежал стадион.

«Металлург», подобно своему владельцу, также очень быстро занял важное место в спортивной жизни города. Он принимал участие в состязаниях различного масштаба и направлений. Например, в 1951 здесь проходили соревнования по легкой атлетике. В 1954 – чемпионат по футболу. В 1957 – первенство по хоккею, а также матч между футбольными командами УАЗа и Шанхая. Плюс спортзал «Металлурга» принимал соревнования по тяжелой атлетике. В том же 1957 стадион получил первую реконструкцию, что также свидетельствует о том, что планы на его дальнейшее использование были внушительные. Но по каким-то причинам оправдаться им не было суждено.

Во-первых, эта реконструкция стала первой и последней вплоть до недавнего времени. Во-вторых, стадион после нее продолжил мелькать в спортивных хрониках, но по-прежнему оставался не главным спортивным объектом города (и, тем более, страны), а лишь «одним из». К слову, в городе на тот момент уже работало еще 4 стадиона, поэтому и локальные, и более масштабные мероприятия проходили по большей части на них. А в 1961 у «Металлурга» появился главный конкурент: УАЗ открыл дворец спорта «Салют», куда и переместилась внушительная часть соревнований. С этого момента стадион словно перестал существовать, и в исторических городских хрониках его упоминания практически отсутствуют.

Все это – по-своему интересно. Особенно если смотреть на ситуацию, зная истории других крупных стадионов страны. Многие из них после триумфального открытия постепенно старились, ожидая столь необходимую реконструкцию сначала годами, а потом и десятилетиями. А потом, после распада СССР, все как один меняли владельцев и были на грани закрытия. Но даже этот переломный для многих период «Металлург» пережил без особых изменений. Кажется, что он просто по инерции существовал все это время, периодически принимая локальные спортивные мероприятия, но все равно оставаясь где-то на периферии. Меняться ситуация начала лишь к концу нулевых.

Новое время

Юношеский спидвей на Каменск-Уральском стадионе Металлург в 2012 году

Новый виток развития стадион получил в 2008, когда здесь прошли соревнования по спидвею на кубок главы города среди юных мотогонщиков. Правда, не по ледовому, а по классическому, гаревому. Повторился он и в 2010 позже, но этот год в истории «Металлурга» запомнился не этим. В этом году здесь прошли по-настоящему громкие соревнования по мотогонкам на льду – открытие Первенства Европы среди юниоров в классе 500 см3.

Интересно, что спидвей все это время в Каменск-Уральском существовал, но в весьма интересных условиях. Обычно он развивается в виде связки из команды и ее домашнего стадиона, но стадион все это время находился в откровенном упадке. И удивительно, что это не мешало существовать и юношеской команде (с незамысловатым названием «Региональный центр»), и отдельным взрослым спортсменам в лице, например Виталия и Дмитрия Хомицевичей, Игоря Сайдуллина или Даниила Иванова. Причем тот же Виталий Хомицевич во всю сиял на пьедесталах национальных соревнований еще в самом начале нулевых, когда о восстановлении «Металлурга» еще не шло и речи. Впрочем, это объясняется тем, что по-настоящему сильные спидвеисты уезжали в другие города и выступали за тамошние команды. Например, за легендарную «Мега-Ладу» из Тольятти, поскольку именно там спидвейная школа была наиболее сильной. А в родном Каменск-Уральском гораздо больше внимания уделялось мотокроссу и, внезапно, гонкам на мотоциклах с коляской. Но вернемся к стадиону.

В этот период он уже относился не к УАЗу (переход из рук завода в частную или муниципальную собственность – обычное дело для экономически трудных 90-х), а принадлежал ЦТВС Свердловской области. А в 2014 году стадион был официально внесен во Всероссийский реестр объектов спорта, что позволило провести в том же году еще одно крупное состязание – Личный чемпионат Европы. Именно эти моменты и стали для доселе полузаброшенного стадиона переломными. И примерно в это время зашли первые «серьезные» разговоры о ремонте. Но, как это обычно и бывает, помешал их реализации финансовый вопрос. Тем не менее, начиная с 2014 стадион, стараниями ЦТВС, начал постепенно расцветать.

Наши дни

Ледовый спидвей в Каменске-Уральском

Кажется, что 2014 год был буквально вчера, но на календаре уже 2025, и за минувшее десятилетие многое изменилось. Касается это и «Металлурга».

Во-первых, начиная еще с 2013 года, он практически на регулярной основе стал «домом» для финала Командного чемпионата России по спидвею на льду среди юниоров. Во-вторых, с 2018 здесь стали проходить финалы «взрослого» Личного чемпионата России по спидвею на льду. В-третьих, при ЦТВС появилась собственная спидвейная команда, для которой «Металлург» стал тренировочной базой.

И самое важное: стадион наконец-то начали реконструировать. Причем речь не только о треке, а в целом. Так в 2021 на его территории поставили тренажеры под открытым небом, в 2023 появилась новая техническая постройка, а в самом начале 2024 – полноценное модульное спортивное сооружение. Последнее рассчитано на круглогодичное проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу и гандболу. Плюс в нем оборудованы комфортные раздевалки и медицинский кабинет. И, конечно же, сейчас в стадии реализации находится обновление трибун вокруг трека (это даже можно заметить на фото со спутника), которых стадион, кажется, не видел с самого своего основания. Частично новые сиденья уже установлены, а в ближайших планах – полноценные крытые трибуны на 3000 зрителей. В общем, реконструкция и дельнейшая модернизация стадиона – одна из самых приоритетных задач на данный момент.

Вместо итогов

Афиша ледового спидвея Каменск Уральский Металлург 2025

Собственно, именно то, что происходит с «Металлургом» сейчас, и послужило основной причиной включить его в цикл статей о самых значимых треках для ледового спидвея в России. Проведя несколько десятилетий где-то там, на периферии спорта, стадион наконец-то стал его полноценной, большой частью, ведь здесь уже регулярно проходят ключевые соревнования по этой дисциплине. И, если реконструкция пойдет по плану и дальше, Каменск-Уральский заслуженно обретет один из центральных спидвейных стадионов страны.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ