Пол Эдмондсон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
07.07.2022

Пол Эдмондсон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Если вы думаете, что пантеон самых титулованных эндуристов состоит исключительно из финских гонщиков, то вы ошибаетесь. Правда, не очень сильно. Спортсменов из других стран в списке чемпионов с максимальным количеством наград действительно немного, но они есть. Взять хотя бы итальянца Джованни Сала или нашего сегодняшнего героя, гражданина Великобритании, Пола Эдмондсона. Он начал побеждать, как сейчас говорят, «еще до того, как это стало мейнстримом». Пик его карьеры действительно пришелся на самое начало золотой эпохи эндуро и даже чуть-чуть раньше. Но болельщиков он держал в напряжении до конца своей долгой карьеры. Впрочем, не будем забегать вперед.

Первые успехи

Эндуро – это не MotoGP, где ведущие гонщики практически являются суперзвездами, чьи имена знают даже люди далекие от мотоспорта. Здесь другие правила, и спортсмен, прежде всего, добивается победы для себя, при этом оставаясь относительно неизвестной персоной. По крайней мере, в плане личной жизни и биографии. Пол Эдмондсон – не исключение.

Несмотря на статус одного из ведущих гонщиков планеты, о нем никто не писал объемных биографий и не снимал фильмов. И даже официальный сайт, который должен кричать о былых победах, буквально собран на коленке и не говорит ни слова о том, как спортсмен пришел в мир профессионального спорта и почему вообще полюбил мотоциклы. По этой причине сегодня мы не сможем сильно углубиться в его биографию. Впрочем, кое-какие факты о его юности все же известны.

Пол Эдмондсон (Paul Edmondson)

Пол Эдмондсон родился 17 июля 1969 года, и увлекся ездой с препятствиями еще со школы. Правда, сначала на велосипеде. Но очень быстро все это вылилось в настоящую, всепоглощающую любовь к мотоциклам. Такую, что юный Пол буквально все свое свободное время проводил в седле, колеся по окрестному бездорожью. Все благодаря старшему брату Деррику, участвовавшему в ISDE и вдохновившему мальчишку на мотоспортивную карьеру.

В 1986, в 16 лет, Пол принял участие в более-менее серьезном соревновании – локальном аналоге знаменитой гонки International Six Days Enduro – Scottish Six Days Trial, оседлав 50-кубовую «Хонду». Дебют вышел очень посредственным – Эдмондсон занял 146 место. Зато гонка окончательно дала ему понимание, что он действительно хочет и уже готов бороться за победные места в экстремальных соревнованиях.

Первую же настоящую известность молодой гонщик получил в 1989. Именно тогда он заработал первую золотую медаль. Правда, пока не в Чемпионате мира. И не потому, что был недостаточно хорошо тренирован или удачлив. Дело в том, что FIM World Enduro Championship (или просто WEC) на тот момент просто не существовало. Титул главного соревнования планеты носил Чемпионат Европы, проводимый с 1968 года. Именно его победителем и стал Пол. На тот момент ему было 20 лет, он выступал в классе 125 сс за KTM.

В 1990 FIM впервые организовала полноценный Чемпионат мира, заменивший Чемпионат Европы. Но на нашего героя это, похоже, абсолютно не повлияло. Он все так же выступил на 125-кубовый байке KTM, и ровно, как и год назад, увез домой золотую медаль. Уже вторую, но первую в истории великого соревнования. К слову, в том же году прославился и еще один великий чемпион эндуро, о котором мы уже рассказывали – Кари Тиайнен. Он заработал золото в классе 250сс.

Но если легендарному финну удалось запустить великолепную цепочку побед, Эдмондсон золото не удержал. В 1991 он подписал контракт с «Хускварной» и, по всей видимости, не до конца приспособился к новому байку. Как результат – 2 место в ЧМ. Не удалось ему реабилитироваться и годом позже – в 1992 ему далась лишь бронза. И только в 1993 Пол вновь взошел на пьедестал почета, заработав титул Чемпиона мира во второй раз.

Новый виток

Несмотря на победу, его пути с Husqvarna разошлись, и сезон 1994 года он начал под флагом самого знаменитого испанского производителя кроссовых и эндуро-байков Gas Gas. Ради новых успехов Пол не только сменил команду, но и перебрался в Испанию, чтобы быть ближе к руководству и заводу. Дело в том, что Эдмондсон был не только отличным гонщиком, но и прекрасно разбирался в механике мотоциклов. И вместе с новыми коллегами он решил работать над победой сразу по двум фронтам: улучшая свою форму регулярными тренировками, и модернизируя мотоцикл.

Подобный подход сложно назвать новым. Например, уже упомянутый нами его итальянский «коллега» Джованни Сала также успешно работал инженером-испытателем в свободное от гонок время. Но, тем не менее, плоды такое решение принесло и в этот раз. Уже в первый сезон сотрудничества с «Гас Гас» Пол Эдмондсон пополнил копилку очередной золотой медалью. Третьей, если считать только победы в WEC.

В 1995 руководство команды решило «повысить ставки» и перевело британца в более высокий класс – 250сс. Это был первый раз, когда гонщик сменил привычный 125-кубовый байк на что-то более тяжелое, и это просто не могло не сказаться на результате. В этом сезоне испанский британец даже не взошел на подиум, оказавшись 4-м. С учетом конкуренции и вообще статуса соревнования это, конечно, очень неплохой результат. Но в рамках личных достижений – худший с самого начала карьеры.

К счастью, черная полоса быстро прошла, и уже в 1996 Быстрый Эдди (именно такое прозвище получил Пол в какой-то момент) снова блистал на верхней ступеньке подиума. Тогда он даже не подозревал, что это золото станет последним в его копилке.

Пол Эдмондсон (Paul Edmondson)

Когда пик карьеры миновал

Чтобы это не звучало слишком драматично, сразу поясним: Пол Эдмондсон продолжал участвовать в WEC еще много лет. Но сейчас, оглядываясь назад и обращаясь к статистике, хорошо видно, что пик его карьеры прошел столь же стремительно, как и начался. Быстрый Эдди стал одним из самых успешных чемпионов из числа «гонщиков первой волны», из тех, кому довелось поучаствовать в самых первых сезонах Чемпионата мира. Но после 1996 он отошел на второй план. У него остались свои поклонники, он сотрудничал с лучшими мировыми производителями и командами, но подняться выше второго места так и не сумел, хоть и оказывался на подиуме с завидной регулярностью.

С учетом этого факта, на дальнейшей карьере мы не будем останавливаться подробно, и рассмотрим ее лишь в общих чертах. Но перед этим – один интересный момент.

Поработав с Gas Gas и закрепив конструкторские успехи личной победой, Эдмондсон обрел славу пионера эндуро в Испании. Все-таки он действительно помог производителю в модернизации мотоциклов в соответствии с современными стандартами и требованиями настоящих спортсменов. Но после окончания сезона 1996 года гонщик не стал продлевать контракт с заводом. Более того, на несколько лет (а точнее на 4 года) он даже выпал из Чемпионата мира.

Прощай, WEC!

Вместо очередного участия в WEC Быстрый Эдди сначала взял годовой перерыв, а затем отправился за океан, чтобы посостязаться в Grand National Cross Country. Это соревнование организуется Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA) с 1975 года и фактически имеет статус главной эндуро гонки США. Причем оно объединяет гонщиков не только на мотоциклах, но и на квадроциклах. Зачет ведется в нескольких раздельных классах и в общем зачете среди всех участников. К слову, этот же маневр через почти 10 лет повторил другой европейский спортсмен из числа самых титулованных эндуристов – Юха Салминен.

Покорять Америку Пол отправился на мотоцикле Suzuki. Правда, не очень успешно. У него не очень хорошо получилось приспособиться к новым правилам и трассам, да и с японской командой были определенные разногласия. Результатом участия в GNCC’1998 стало 10 место. Несмотря на не самое успешное выступление, годом позже британец решил рискнуть еще раз. Он показал значительно лучшие результаты, но так и не добрался до подиума, остановившись на 5 строке.

После этого стало окончательно понятно, что с «Сузуки» общего языка ему не найти, и эндурист начал сотрудничать с другим японским заводом – Kawasaki. И уже с ним, наконец, раскрыл свой талант практически на полную. Эдмондсон привез домой серебро.

На этом его попытки бросить вызов лучшим чемпионам США закончились и, в следующем сезоне он успешно вернулся в Чемпионат мира по эндуро.

Привет, WEC!

С 2002 года в карьере Быстрого Эдди началась настоящая чехарда: менялись производители, мотоциклы и классы, причем не только по его воле, но и из-за нового регламента самого Чемпионата, утвержденного перед сезоном 2004. Неизменным оставалось лишь одно: победа ему никак не давалась.

  • В 2002 спортсмен заработал серебро на 250-кубовой «Хускварне».
  • В 2003 пришел лишь шестым в 125сс, выступив на «Ямахе».
  • В 2004 вернулся на 2 ступеньку подиума (класс Е2, Honda).
  • В 2005 опять оказался на 6 месте (E1, Honda).
  • В 2006 – на 13 (Е2, Honda).

После этого Пол Эдмондсон объявил о завершении карьеры в Чемпионате мира. Но с мотомиром он прощаться, кажется, вообще не планирует. Два последующих сезона он провел в седле «Сузуки», выступая на родном British national championship (BEC). Оба сезона он завершил с серебряной медалью в общем зачете.

Ну а после этого, он переключился на организаторство и менеджмент. Все это в итоге вылилось в появление в 2017 Fast Eddie Racing – собственного магазина мототоваров, а чуть позже и Fast Eddie Events – локальных эндуро и суперэндуро-гонок. Кроме того, в 2022 Пол Эдмондсон вернулся к своей давней мечте, основав британскую гоночную команду с чрезвычайно простым названием Fast Eddie Racing Team.

И, наконец, еще один интересный факт: Пол нашел себя в каскадерском деле, подменив Дэниэла Крейга в сцене мотопогони в последней (на данный момент) части знаменитой кинофраншизы о Джеймсе Бонде – «Не время умирать». Работу над эпизодом с его участием вы можете посмотреть, например, в этом видео:

А где успехи в ISDE?

Действительно, каждый наш рассказ об успехах именитых эндуристов в Чемпионате мира неизменно сопровождался упоминанием их достижений в составе национальной сборной, выступавшей на International Six Days Enduro. Но Пол Эдмондсон – это настоящее исключение из правил.

С одной стороны, частью британской сборной он стал еще в 1986 году, начав выступать с юниорами. Со второй – за период активной гоночной карьеры сборная англии в ISDE ни разу не побеждала. И с третьей, что в высшей мере удивительно, сам Быстрый Эдди удивительным образом регулярно зарабатывал золотые медали как самый быстрый гонщик своего класса. Но об этом успехе лучше рассказать в нашей традиционной статистике.

Статистика

  • 19 лет в Чемпионате мира по эндуро.
  • 4-кратный чемпион мира (+1 золото за Чемпионат Европы).
  • Обладатель 16 золотых медалей в ISDE – это абсолютный мировой рекорд по количеству личных побед.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ