Самые известные мотогонщики России: Анастасия Нифонтова
Анастасия Нифонтова – настоящий феномен российского мотоциклетного спорта. И дело не только в том, что она – едва ли не единственная девушка, добившаяся известности в России и за рубежом, но и в ее достижениях, часть которых не могут получить даже сильные и опытные мотоциклисты мужчины. Чего стоит хотя бы титул мастера спорта международного класса. Но свою славу она получила далеко не только благодаря этому.
Фальстарт
Настя родилась в 1979 году в США, но большую часть детства и всю сознательную часть жизни провела в Москве. Любовь к мотоциклам открылась у нее достаточно поздно, особенно по меркам профессиональных спортсменов – лишь в 16 лет. Тогда родители подарили ей мотоцикл «Тула» – тот самый своеобразный отечественный «эндуро» с широкими колесами, созданными для бездорожья. И, заглядывая вперед, можно с уверенностью сказать, что эта покупка была определяющей.
Спустя 3 года, в 1999, юная любительница мотоциклов еще ближе подобралась к миру профессионального мотоциклетного спорта – она устроилась работать менеджером в мотосалон, где занималась продажей запчастей. Это решение оказалось весьма выгодным. Во-первых, оно подарило девушке множество новых знакомств – большая часть «мототусовки» того времени так или иначе была связана с местом ее работы. Во-вторых, для сотрудников действовали скидки на продукцию, благодаря которым у Анастасии появился новый «железный конь» – на этот раз им была более «серьезная» и современная Yamaha WR400F.
Мотоцикл был выбран далеко не случайно – в том же году на нем Настя приняла участие в первом своем официальном соревновании – бахе «Селигер», где она стала единственной девушкой, вышедшей на трассу наравне с мужчинами. Помимо этого своеобразного «титула», серьезных результатов тогда ей добиться не удалось – сказался недостаток опыта, так как единственными ее тренировками на тот момент были любительские заезды по дачному бездорожью.
В 2000 году гонщица приняла участие в куда более престижном соревновании – им стал Чемпионат России по ралли-рейдам, в рамках которого она также стала единственной девушкой участницей. Победить в нем она не смогла: первый этап принес лишь 7 место, а второй – 12 (общее количество участников – 30 человек).
Впрочем, с учетом масштаба спортивного события и небольшого опыта участницы, даже эти результаты можно считать настоящими успехами. Однако на следующий год вместо того, чтобы улучить их, гонщица полностью бросила мотоциклетный спорт. Ее новым хобби стало кино – девушка продала оба мотоцикла, купила видеокамеру и даже поступила на кинооператорский факультет. Начиная с этого момента ни о каких тренировках не шло и речи, тем более что вскоре Настя впервые стала мамой.
Триумфальное возвращение
Казалось бы, новое хобби, образование и «взрослая» семейная жизнь должны были стать окончанием так и не успевшей начаться спортивной карьеры, но все оказалось куда более интересно. В 2005 году Анастасия Нифонтова практически случайно оказалась на одном из соревнований. Оно-то и разбудило спавшую все эти годы страсть к «железным коням», реву мотора и трудностям бездорожья. И, как говорится: «все завертелось».
В том же 2005 году ее имя появилось в списках участников Чемпионата Москвы по мотокроссу среди женщин и Открытого чемпионата Раменского района. И, несмотря на то, что это были первые кроссовые соревнования в ее жизни, оба они принесли золотые награды. Несложно догадаться, что столь успешное возвращение в мир мотоциклетного спорта стало сильнейшим толчком для дальнейшего развития в этом направлении.
В 2006 году количество соревнований, в которых Нифонтова принимала участие, выросло вдвое. Более того, среди них оказались не только отечественные заезды, но и европейские соревнования, а также новая дисциплина. Это был Чемпионат России по мотокроссу среди женщин, Чемпионат Европы по мотокроссу среди женщин, прошедший в Германии, и ЧР по эндуро в личном и командном зачете, в котором участвовали исключительно мужчины. Среди всех заездов наиболее успешным оказался последний – он принес мотогонщице серебро.
2007 год был не настолько насыщенным, но без соревнований не обошелся – ими стали два этапа ЧР по мотокроссу среди женщин, принесшие бронзу и серебро соответственно. Участвовала Анастасия в Чемпионате и в следующем году, но лишь в одном этапе, где она вновь заняла 2 место. Наибольший же интерес вызывает другой факт – в 2008 произошел перелом в ее карьере: «кроссвумен» переместилась с бездорожья на трек.
В составе профессиональной команды Yakhnich Motorsport, без которой, пожалуй, не обходится история ни одного добившегося успехов за рубежом отечественного спортсмена, девушка приняла участие в Чемпионате России по супермото, выступив в классе S2 и вновь став единственной участницей среди мужчин. В итоговом зачете по окончании сезона Анастасия заняла 3 место.
Работа в команде и участие в новой дисциплине дали ей четкое понимание того, что «обычные» кольцевые гонки – слишком предсказуемы и достаточно «тесны», поэтому после окончания сезона Нифонтова вновь, на этот раз окончательно, переключилась на полные духом свободы соревнования по ралли.
Запутанный путь к мировой известности
В 2009, после многочисленных проб, поиски «родной» мотодисциплины были завершены и с этого момента девушка начала упорно работать исключительно в одном направлении – ралли-рейдах. В последующие 5 лет это были исключительно российские и международные, но проходящие в России, соревнования: ралли-рейд «Хазарские степи» (Астраханская область), и баха «Золотое кольцо». В большинстве из них, несмотря на конкуренцию с более сильными и выносливыми мужчинами, гонщица оказывалась в тройке лидеров. Впрочем, для отечественного мотоциклетного спорта, это не было откровением – за минувшие годы участие и успехи бойкой и смелой спортсменки стали делом привычным.
2014 год ознаменовал выход на «мировую арену». В частности, Анастасия Нифонтова стала участницей женского зачета Чемпионата Мира по кросс-кантри ралли. Несмотря на существенно выросшие масштабы, возросшие ставки и суровый климат южных стран, российская гонщица не ударила в грязь лицом. Она привезла домой серебро.
После участия в гонке мирового масштаба по жарким пустыням, дарящим то самое ощущение свободы и неподдельный вызов, возвращаться в достаточно узкие рамки российских заездов не было абсолютно никакого смысла. И даже несмотря на трудности с финансированием, периодически выливающиеся в банальный сбор денег по друзьям (отечественным спортсменам рассчитывать на беззаботную жизнь за счет спонсоров не приходится), все последующие соревнования, в которых принимала участие Анастасия, были событиями мирового уровня. И, надо сказать, для нее эти заезды оказались даже куда более успешными, чем соревнования на родной русской земле.
Так в 2015 она впервые стала участницей одного из самых известных событий в мире ралли – гонке Africa Eco Race. Своеобразный дебют принес титул чемпиона среди женщин и 6 позицию в итоговой таблице общего зачета в классе 450 см3. В том же году Анастасия поставила на полку еще одно доказательство своего мастерства – золото за Чемпионат мира по кросс-кантри ралли в женском зачете.
Здесь можно вспомнить знаменитое выражение «новичкам везет», но эти победы были далеко не единственными. Год спустя мотогонщица подтвердила свое мастерство, вновь став чемпионкой в женском зачете на Africa Eco Race и вице-чемпионкой мира среди женщин.
Другим женщинам этих титулов могло вполне быть достаточно, но только не в этом случае. В 2017 Нифонтова «замахнулась» на знаменитый «Дакар» – самый известный и один из самых сложных ралли-рейдов в мире. Пересечь его финишную черту – уже само по себе достижение. Однако Анастасия стала не только первой российской гонщицей, принявшей в нем участие, но и вице-чемпионкой в женском зачете.
Огромное вложение сил и средств потребовало большого периода для восстановления – повторно на горячий песок все того же «Дакара» наша спортсменка вышла лишь в 2019. Повторить предыдущего успеха ей не удалось – домой отправилось лишь бронза, а в общем зачете была занята лишь 62 позиция. Впрочем, едва ли это можно считать поражением, особенно если знать, что «за спиной» нашей участницы стоит только муж, исполняющий роль менеджера, и один единственный механик, тогда как у ставшей победительницей Лайи Санс – целая команда профессионалов – KTM Factory Team. Так что «в кармане» нашей гонщицы теперь есть еще одно достижение – она стала первой женщиной в мире, преодолевшей всю дистанцию «Даккара» без ассистенса, то есть, без помощи со стороны команды.
Сход с дистанции
К большому сожалению, сезон 2019 года завершился для Насти преждевременно – 10 июля во время ралли «Шелковый путь» она не заметила глубокую яму и упала с мотоцикла. Как результат – перелом ключицы и долгие месяцы отдыха и восстановления. Впрочем, для столь целеустремленной и сильной спортсменки едва ли этот момент станет серьезной преградой, скорее, лишь очередным препятствием на пути к новым победам, за которым теперь с удовольствием следит не только Россия, но и весь мир.