Самые значимые трассы для мотокросса в России: Юность (имени В.В. Друзя)
Продолжаем рассказывать о наиболее важных мотокроссовых треках России и на этот раз отправляемся в далекий Каменск-Уральский, где для всех любителей кроссовых состязаний уже почти 30 лет работает стадион «Юность». Непосредственно кроссовая трасса существенно моложе, однако для российского мотоспорта она уже имеет огромное значение, и вообще считается одной из лучших в России.
Где расположена трасса?
Кроссовые трассы обычно располагаются за городом или в промзонах. Оно и понятно: именно здесь проще всего найти свободную рельефную площадку и организовать всю необходимую инфраструктуру, не мешая горожанам ревом моторов. Однако «Юность» – исключение из этого правила. В Каменск-Уральском трек расположен прямо в центре города, на улице Кадочникова. Координаты: 56.412836, 61.915937.
Как и когда появилась трасса?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, стоит обратиться к истории. Дело в том, что Каменск-Уральский практически всегда занимал особое место в отечественном мотоспорте, фактически выступая «кузницей кадров». Судите сами: один из первых мотоклубов в СССР сформировался в 1945 году. Произошло это на базе уральского мотоциклетного завода Ирбит, и первым видом спорта, который начал развиваться в регионе, стал именно мотокросс. Правда, сначала это был кросс на мотоциклах с колясками – все-таки выпускаемые на тот момент модели были далеки от привычных современных легких кроссовых байков. А непосредственно культивация мотоспорта в Каменск-Уральском началась в 1950-х, и главным инициатором в этом направлении выступал Владимир Васильевич Друзь – депутат городской думы и по совместительству основатель местной школы мотоспорта. Более того, именно местную кроссовую школу прошло множество национальных чемпионов. Например, Виталий и Дмитрий Хомицевич, Иван и Даниил Ивановы, Александр Бугреев и другие гонщики.
Что касается непосредственно «Юности», то изначально территорию занимал Полонинский рудник, активно разрабатывавшийся еще в позапрошлом веке, а затем, после окончания разработки, освободившаяся территория в итоге отошла местному стадиону технических видов спорта. Впервые он открыл двери для официальных соревнований в августе 1995 года, а затем долгое время выступал локальным центром для любителей мотогонок. И, несмотря на региональную значимость, нынешний уровень обрел совсем недавно – в 2011 году. Именно тогда стадион ушел на реконструкцию и оброс всей необходимой для соревнований национального масштаба инфраструктурой. В частности, были возведены трибуны почти на 3000 зрительских мест, организованы парковки для автомобилей и мотоциклов, автомойка и административно-бытовое здание, проложены инженерные сети. Суммарно на реконструкцию было потрачено более 20 млн. рублей. Средства были выделены из местного бюджета и рядом инвесторов. В итоге мототрассе вместе с привычным именем «Юность» было присвоено второе – «Мототрек имени В.В. Друзя».
Еще один интересный момент кроется в том, по какой причине были проделаны все эти работы. Восстанавливать и модернизировать кроссовую трассу взялись далеко не случайно: ее готовили к этапу Чемпионата мира по мотокроссу на мотоциклах с коляской. Его проведение было утверждено комиссией FIM в октябре 2010. То есть, на все работы было затрачено меньше года – этап ЧМ прошел здесь в августе 2011. Но перед тем как принимать участников из других стран, была проведена «тестовая» гонка в виде Чемпионата России по Суперкроссу. Но на этом моменте мы немного забежали вперед, поскольку для начала нужно было рассказать о параметрах трассы.
Какой получилась трасса?
В сравнении с другими кроссовыми трассами, «Юность» может показаться скромной – трек всего один и территорию он занимает не очень большую. Однако он хорошо продуман и поддерживается в хорошем техническом состоянии, поскольку фактически является главной трассой для региона.
Ее основные параметры:
- Общая длина – 1940 м.
- Ширина – 8-14 м.
Плюс трибуны и прочая инфраструктура, описанная ранее.
Место в отечественном мотоспорте
Думаем, здесь все достаточно ясно. Особенно с учетом того, что трасса участвовала в Чемпионате мира. Само собой, это было только начало, и после модернизации на ней с завидной регулярностью начали проходить кроссовые заезды различного масштаба. Например, в 2013 тут прошли Кубок России по мотокроссу среди Женщин и Чемпионат и Первенства по Суперкроссу. А для Чемпионата России трек вообще стал практически неотъемлемой частью. Присутствовал он в календаре и прошлого года, и уже заявлен как один из этапов в 2024.
В общем, мототрек имени В.В. Друзя в Каменск-Уральском без преувеличения можно считать одной из главных трасс для мотокросса в России. И, несмотря на далеко не рекордные параметры, свой титул она едва ли потеряет в ближайшие годы. Особенно с учетом исторической любви местных спортсменов к этому виду спорта.